Митина Е. Г. Эколого-образовательная среда как фактор устойчивого развития региона // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 70-73.

РАЗДЕЛ 2: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ Ш шшшшшш Потенциал среды Таблица 1. Характеристики эколого-образовательной среды региона Факторы среды Состав и структура среды Теоретически предельное количество природных ресурсов, которое может быть использовано человечеством... без подрыва условий, при которых может существовать и развиваться человек как биологический вид и социальный организм [4] Любая движущая сила совершающихся процессов или влияющее на эти процессы условие, рассматриваемое с точки зрения какого-то субъекта, объекта или явления, принимаемого за центральный в наблюдаемой совокупности [4] Компоненты среды и связи между ними Эколого-образовательная среда региона Теоретически предельное количество ресурсов, которое может быть использовано для поддержания и развития образовательных процессов в региональном пространстве Движущая сила образовательного процесса или влияющее на эти процессы условие, рассматриваемое с позиций образовательных систем региона и их субъектов Компоненты образовательной среды и связи между ними в границах региона Используя определение среды как «совокупности физических (природных), природно­ антропогенных и социальных (социокультурных) факторов жизни человека» [4], предста­ вим факторы, действующие в эколого-образовательной среде региона, следующим образом (табл. 2). яш^^тшшяшя I Таблица 2. Факторы эколого-образовательной среды региона Физические (природные) Природно-антропогенные Социокультурные Природно-климатические условия региона Условия социоприродных систем Социальные, культурные и профессиональные условия Природные зоны Городская среда Образовательные, культурные, научные, производственные учреждения и организации, средства массовой информации На примере Кольского Севера представим некоторые элементы эколого- образовательной среды региона, которые входят в ее состав как отдельные структурные единицы, при этом обеспечивают ее функционирование в региональных границах. Примеры территориального расположения таких элементов эколого-образовательной среды региона приведены на рисунке 1. Специфику региональных особенностей эколого-образовательной среды определяют природно-географические условия, особенности культурно-исторического развития, эколо­ гическую обстановку и образовательную ситуацию в регионе. Уникальность природно-географических условий заключается в расположении Мур­ манской области за Полярным кругом, в относительно мягком климате, в сочетании при­ родных зон тундры, лесотундры и тайги, наличии протяженного морского побережья, раз­ нообразии наземных и водных экосистем. Культурно-исторические особенности Кольского Севера определяются высокой сте­ пенью развития добывающей промышленности, присутствием военно-промышленного ком­ плекса, приграничным расположением области, а также тем, что активное освоение терри­ тории началось только в XX веке. Современная экологическая обстановка в регионе характеризуется высокой степенью антропогенного воздействия, деградацией значительных территорий и мерами по сниже­ нию экологической опасности: развитие сети особо охраняемых природных территорий, реализация целевых программ, направленных на обеспечение благоприятной среды обита­ ния жителей и пр. Образовательная ситуация в регионе напрямую зависит от ситуации в Российской Фе­ дерации в целом. Особое значение для развития образования на рубеже XX-XXI вв. имела 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz