Климатические уроки : (методическое пособие для учителя) / [Ком. по образованию Администрации г. Мурманска, Гор. информ.-метод. центр работников образования, Мурм. регион. обществ. экол. орг. «Беллона-Мурманск» ; авт.-сост. Митина Е. Г., Луппова Е. Н.]. - Мурманск : МРОЭО «Беллона-Мурманск», 2013. - 96 с. : табл.
64 КЛИМАТИЧЕСКИЕ УРОКИ В старших классах можно использовать более самостоятельные формы работы, включая домашнюю подготовку: доклады/рефераты, короткие сообщения, презентации (включая мультимедийные), посвященные различным аспектам ЧС и климатических изменений, работа с анализом статистических данных. Также возможно организовать дискуссии, дебаты, брэйн-ринги, ситуационные игры на тему изменения климата. Содержательный акцент необходимо сделать на более сложных климатических процессах, антропогенном воздействии на эти процессы, адаптационных механизмах, мерах конкретных регионов и целых стран, активно включая региональный компонент. Примеры тематических игр для среднего звена школы. Игра «Спасаешь климат — спасаешь себя!» Можно рассмотреть два варианта: учитель—ученики или команда— команда (дают задания друг другу). Задание: на каждую чрезвычайную ситуацию предложить способ сокращения воздействия на климат — сокращения бытового потребления ресурсов. Например: наводнение или цунами — экономия воды (можно более детально — принимать душ вместо ванны, мыть овощи в посуде, а не под проточной водой), пожар — экономия электроэнергии или тепла (можно более детально — выключать неиспользуемые электроприборы, кипятить столько воды в чайнике, сколько чашек кипятка нужно, утеплять дом и пр.), ураганы — использовать энергию ветра, избегать сквозняков и т.д. Игра «Климатические беженцы» (подвижная). Группу расформировать на несколько команд — «население континентов», расположить их в центре класса/зала; также выбрать несколько человек — «сти хийные бедствия» (наводнения, цунами, смерчи, пожары и пр.), разместить их между «континентами». По команде ведущего «стихийные бедствия» приближают ся к «континентам», при этом население континентов «спасается» от «стихийных бедствий», перемещаясь на другие континенты или ближе к ним. Так повторяется несколько раз. По окончании игры организуется обсуждение ее хода и делается вывод о вынужденной миграции из-за глобального изменения климата. Примерные темы для дискуссий/сообщений (для старших классов): - Чрезвычайные ситуации, являющиеся последствиями изменения кли мата — природного и техногенного характера; - Происходит ли адаптация к меняющимся условиям среды на территории постоянного проживания?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz