Климатические уроки : (методическое пособие для учителя) / [Ком. по образованию Администрации г. Мурманска, Гор. информ.-метод. центр работников образования, Мурм. регион. обществ. экол. орг. «Беллона-Мурманск» ; авт.-сост. Митина Е. Г., Луппова Е. Н.]. - Мурманск : МРОЭО «Беллона-Мурманск», 2013. - 96 с. : табл.
КЛИМАТИЧЕСКИЕ УРОКИ 47 Биология. Общие закономерности (В.Б. Захаров), 9 класс Раздел: Взаимоотношения организмов и среды обитания (8 ч). Тема: Роль температуры в жизнедеятельности сообществ. Климатический урок. (1 ч) Тип урока — изучение нового материала. Формы организации деятель ности на уроке: беседа, виртуальная экскурсия, индивидуальная самостоятельная работа, работа в группах. беседа о природной зональности Земли и особенностях климатических зон, в которых расположены Мурманская и Московская области проводится с использованием мультимедийной презентации, в которой представлены: - карта полушарий с нанесенными на нее изотермами; - карта сравниваемых областей; - фотографии типичных ландшафтов; - таблицы средних многолетних данных изменений температуры; - фотографии животных и растений. Ученикам предлагается выполнить индивидуальное задание: рассчитать средние температуры сезонов года, сравнить видовые списки животных и рас тений, выделить из них общие виды и виды, характерные только для данной области. Обсудить полученные результаты. Учитель организует групповую работу по плану: сравнить строение, раз меры, особенности жизнедеятельности организмов, общих для сравниваемых областей. Отметить обнаруженные тенденции, высказать предположения о при чинах выявленного различия и сходства. Составить прогноз изменения сообществ при потеплении климата, аргументировать свою точку зрения. В заключительной беседе учитель знакомит учащихся с существующими экологическими правилами (Аллена и Бергмана). Учащиеся приходят к выводу о наличии у организмов адаптации к температуре, и роли климата в формиро вании сообществ. Раздел: Охрана природы (2 ч). Тема: Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Проблемы рационального природопользования, охраны природы. Фрагмент урока «Международное сообщество в борьбе с глобальным потеплением». (0,5 ч) Демонстрация фрагмента фильма «Ноте». Перед просмотром фильма учащимся предлагаются вопросы, на которые необходимо найти ответы в фильме: - В каком году впервые встала проблема изменения климата?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz