Климатические уроки : (методическое пособие для учителя) / [Ком. по образованию Администрации г. Мурманска, Гор. информ.-метод. центр работников образования, Мурм. регион. обществ. экол. орг. «Беллона-Мурманск» ; авт.-сост. Митина Е. Г., Луппова Е. Н.]. - Мурманск : МРОЭО «Беллона-Мурманск», 2013. - 96 с. : табл.

46 КЛИМАТИЧЕСКИЕ УРОКИ Человек (Н.И. Сонин), 8 класс Раздел: Место человека в системе органического мира (2 ч). Тема: Человек как часть живой природы, место человека в системе ор­ ганического мира. Фрагмент урока «Деятельность человека — причина глобальных изме­ нений климата» (0,25 ч) Рассказ о модели эволюции жизни на Земле в течение года. Согласно этой модели человек появился на Земле за 2 минуты до полуночи. За это время влияние человеческой деятельности на природу достигло таких масштабов, что поставило человечество на грань экологической катастрофы. В 1947 ученые- физики из Чикагского университета создали проект «Часы Судного дня», пока­ зывающие символическое время до катастрофы планетарного масштаба. С тех пор результаты деятельности человека вызывали колебания стрелки часов (де­ монстрация рисунка, фотографии, интернет-сайта). В 2010 году ученые перевели стрелку на одну минуту назад — с 55 минут до 54 минут. С недавнего времени на часах отмечается не только ядерная угроза, но и необратимые климатические катаклизмы (www.turnbackthedock.org) . На уроке используются подборки материалов периодической печати или Интернет-сайтов, посвященные проблеме глобального потепления. Учащимся предлагается заполнить таблицу «Естественные и антропогенные причины по­ тепления климата», отметив положительные и отрицательные последствия этого явления. Таблица 4. Образец таблицы для заполнения школьниками Естественные причины потепления Антропогенные причины потепления _ Последствия - _ Последствия Положительные Отрицательные Положительные Отрицательные ■ 7 : :

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz