Климатические уроки : (методическое пособие для учителя) / [Ком. по образованию Администрации г. Мурманска, Гор. информ.-метод. центр работников образования, Мурм. регион. обществ. экол. орг. «Беллона-Мурманск» ; авт.-сост. Митина Е. Г., Луппова Е. Н.]. - Мурманск : МРОЭО «Беллона-Мурманск», 2013. - 96 с. : табл.

КЛИМАТИЧЕСКИЕ УРОКИ 45 При изучении материала предлагается использовать решение проблемных задач. Примеры проблемных задач: 1. Предполагалось, что в условиях потепления лиственные деревья будут дольше сохранять листву, что приведет к более продолжительному сроку фото­ синтеза. Однако, на самом деле деревья сбрасывают листву, и количество угле­ кислого газа в атмосфере значительно возрастает. Почему это происходит? 2. Почему заболевание малярией в настоящее время встречается в Под­ московье в условиях умеренного климата? Почему оно более опасно для его жителей, чем для населения тропиков? 3. Некоторые ученые считают, что в результате глобального потепления за Полярным кругом станет возможным заниматься земледелием. Приведите аргументы «за» и «против» этих взглядов. Обобщая итоги решения проблемных задач, учитель подводит школьников к выводу о зависимости жизнедеятельности растений, животных и человека от глобальных климатических изменений. Раздел: Природные сообщества (2 ч). Тема: Природное сообщество и экосистема Фрагмент урока «Последствия парникового эффекта» (0,25 ч) Проводится в форме дидактической игры «Последствия глобального по­ тепления для экосистем Земли», Класс делится на три группы: - полярные экосистемы; - прибрежные экосистемы; - тропические экосистемы. Каждой группе выдается набор карточек, на которых прописаны (нари­ сованы) процессы, представляющие собой события, связанные с глобальным потеплением в разных экосистемах Земли. Примерный набор карточек: увеличение концентрации УГ, повышение температуры, таяние полярных льдов, повышение уровня Мирового океана, деградация многолетней мерзлоты, засуха, наступление песков, затопление па­ хотных земель, продвижение растительности на Север, снабжение продоволь­ ствием, вымирание видов животных и растений. Задание группам: составить цепочки последовательности процессов, для экосистемы своей группы. Представители групп знакомят своих одноклассников с результатами работы группы и аргументируют свои позиции. Итогом работы класса должен стать вывод о реакции экосистемы на из­ менение климата как единого целого, о взаимосвязях в экосистеме.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz