Климатические уроки : (методическое пособие для учителя) / [Ком. по образованию Администрации г. Мурманска, Гор. информ.-метод. центр работников образования, Мурм. регион. обществ. экол. орг. «Беллона-Мурманск» ; авт.-сост. Митина Е. Г., Луппова Е. Н.]. - Мурманск : МРОЭО «Беллона-Мурманск», 2013. - 96 с. : табл.

КЛИМАТИЧЕСКИЕ УРОКИ 9 индустриальных державах ежегодный уровень выбросов углекислого газа на душу населения значительно превышает среднедушевой уровень по Земле — 11 тонн против общемировых 4 тонн. Самыми безответственными виновниками происходя­ щих изменений в мировом климате являются страны, чья экономика основывается на добыче нефти, газа и угля — именно энергетика является самым серьезным источником углекислого газа. Кроме того, немалое количество парниковых газов выбрасывается в атмосферу в результате деятельности различных отраслей про­ мышленности, транспортной и сельскохозяйственной отраслей, в ходе эксплуа­ тации жилищного сектора, а также по причине вырубки лесов. Россия занимает третье место в мире по выбросам углекислого газа. Впереди — только Китай и США. Основной источник выбросов парниковых газов в России — энергетический сектор, на который приходится более 1/3 совокупных выбросов. Второе место за­ нимает добыча угля, нефти и газа (16%), третье — промышленность и строитель­ ство (около 13%), четвертое — сельское хозяйство и животноводство. Еще одним свидетельством роли человека в происходящих изменениях климата могут послужить результаты сопоставления данных моделирования роста глобальной температуры с данными реальных наблюдений. Учеными раз­ работаны различные модели прошлых и будущих изменений температуры по­ верхности Земли. В одних моделях учитывались только естественные причины потепления, в других — дополнительно накладывался антропогенный фактор. При наложении на результаты моделирования данных прямых метеорологиче­ ских наблюдений оказалось, что они совпадают с теми моделями, где учитыва­ лось влияние человека. То есть, в соответствии с моделями, без воздействия антропогенного фактора температура на Земле была бы сейчас ниже, чем она есть на самом деле. Последствия изменения климата Негативные последствия глобального изменения климата и влияние по­ вышающейся температуры очевидны уже сейчас. Среди многих отголосков этих процессов — таяние ледников, сокращение ледовых покровов северных морей, постепенное исчезновение многолетней мерзлоты, подъем уровня моря, эрозия почв и экстремальные погодные явления, такие как наводнения, ураганы, засуха и лесные пожары. В итоге под угрозой оказываются мировые запасы пресной воды и пищи, здоровье населения и благополучие окружающей среды. В опас­ ности и разнообразие мировой флоры и фауны: часто среда обитания животных меняется так быстро, что различные виды не успевают адаптироваться к новым условиям, а в некоторых случаях и вовсе исчезает. К экологическим последствиям относится изменение частоты и интенсив­ ности выпадения осадков, увеличение количества экстремальных метеорологи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz