Миронова, Н. Н. Йоканьга / Н. Н. Миронова ; [Гос. обл. учреждение «Мурм. обл. центр корен. малочисл. народов Севера»]. - Мурманск : [б. и.], 2009. - 39 с. : ил., цв. ил., портр.

Оленьи шкуры дубили, держали в закваске 2-3 недели. Заква­ ска делалась из муки и мыла. После закваски шкуры сушили, очи­ щали от шлаков, мяли, кроили и шили каньги и цегги. Для того чтобы шить, нужны были особые нитки, их называли «суровыми». Так вот эти «суровые» нитки готовили из сухожилий, а затем шили пимы, тоборки, шапки. О лекарственных травах Большое значение для саамов деревни Йоканьга имел сбор ле­ карственных растений. Дети принимали активное участие, особенно в сборе дикого зеленого лука. Он растет на берегах рек, озер. Важно собрать его, пока не успела созреть сиреневая «головка» (цветок). Чем раньше, тем лучше. Применялся лук как приправа и как лекарство от цинги. Подсоленный лувкас (лук) сохранялся дольше. Пахкула (чага) - нарост на берёзе в виде гриба. Его заваривали и пили как чай от всех внутренних заболеваний. Лэман (морошка) - листья, чашечки засушивали. Применяли как чай при всех простудных заболеваниях. Использовали чевый (оленье сало), татавый (жир из костей). Оленьи мослы разрубали, затем клали в котёл и долго вываривали. После охлаждения слой жира должен покрывать котёл на 4 пальца. Жир этот очень полезный, как медвежье сало. Применялся внутрь. Бригадир рыболовецкой бригады Н.П. Данилов. Жилье рыбаков (тупа) на Йоканьгском озере. Из архива А.С. Крамаровой 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz