Мироничев, Е. П. «Особую опасность представляет Кандалакшское направление...»: боевые действия на юге Заполярья в 1941 году : монография / Е. П. Мироничев. - Красноярск : Научно-инновационный центр, 2022. - 124 с. : ил., портр., карты, табл.
дующего Карельским фронтом В.А. Фролова, посчитавшего отход примером неумелого командования при наличии возможностей вос становить положение248. В тот же день произошёл напряжённый раз говор между Фроловым и командармом-14 Р.И. Паниным249. Послед ний оправдывал решение об отходе корпуса тем, что так понял слова самого Фролова в предыдущих разговорах, будто бы он дал согласие. В то же время, Панин справедливо указывал и на крайнюю слабость 42-го корпуса, которому выравнивание фронта позволяло оптимально расположить войска на удобном рубеже. С этого дня активные боевые действия прекратились, что означало переход к позиционным боям на продолжительный срок. Немецкие силы, в свою очередь, начали закрепляться на занятой территории. Этап со 2 по 17 сентября стал решающим в истории боевых дей ствий на кандалакшском направлении в 1941 году. Немецко-финлянд- ским войскам не удалось окончательно разбить 42-й стрелковый кор пус, несмотря на его существенные потери, понесённые в результате разгрома в Кайрала. Вместе с тем, и советские войска не имели круп ных успехов, так и не разбив немецкий корпус, правда, нанеся ему большие потери: за период с 1 по 15 сентября 36-й корпус потерял около 2550 человек (в основном, «активных штыков»)250. Но, в целом, главная задача - выйти к Кандалакше быстрым уда ром - не была выполнена. Причины этого поражения заключаются, как представляется, в следующем. Во-первых, это комплексные проблемы со снабжением, которые недооценивались командованием как 36-го армейского корпуса, так и армии «Норвегия». Эта проблема выражалась не только в малых запасах в принципе, но и в недостаточных возможностях его подво з а - плохая, неразвитая дорожная сеть Северной Финляндии, которая при плохих погодных условиях или повреждениях сразу нарушает систему снабжения, небольшое количество транспортных средств. В этом плане показателен случай, когда в штаб 36-го корпуса команду 248ЦАМО РФ. Ф. 214. Оп. 1437. Д. 16. ЛЛ 65-68. 249ЦАМО РФ. Ф. 214. Оп. 1437. Д. 16. ЛЛ 71-75. 250NARA. Т. 314. R. 877. Fr. 926. «ОСОБУЮ ОПАСНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ КАНДАЛАКШСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ...»: _______________________ ___________ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ЮГЕ ЗАПОЛЯРЬЯ В 1941 ГОДУ 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz