Медведева, М. Г. Проблемы фольклора // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере : материалы международной научной конференции, 10-11 марта 2011 г., [Мурманск / редкол.: О. Н. Иванищева (отв. ред.), В. Б. Бакула]. - Мурманск, 2012. - С. 118-121.

М.Г. Медведева ПРОБЛЕМЫ ФОЛЬКЛОРА В статье рассмотрены конкретные мероприятия по реализации программы сохранения иразвития фольклора. The article reviews certain activities on implementationfo programme for preservation and development o ffolklore. Статъясът кйххчьюввма лев вуййк лыгк йллькьем гуэйкэ пыннем я пайнэм фольклор Программа. Вопрос сохранения национального языка народа саами, конечно же, очень сложный, потому что в современных условиях это действительно нелёгкая задача. Тем не менее, история, культура, традиции и обычаи на­ рода неразрывно связаны с его языком. И хорошо, что в настоящее время звучат песни народа саами, сохраняются легенды и сказания. Хорошо, что можно увидеть народные танцы в национальных костюмах, посмотреть изобразительное и прикладное творчество, рассмотреть и подержать в ру­ ках шедевры саамских мастеров резьбы по кости. Широкую известность приобрёл созданный в 1985 году Народный саамский фольклорно-этнографический ансамбль «Ойяр», который уже многие годы выступает не только на сценах района и области, но выезжает на гастроли в центральные районы нашей страны, за границу, где прини­ мает участие в различных фестивалях. При ансамбле «Ойяр» создана дет­ ская фольклорная группа «Ойрэнч». Участники коллектива - люди разных возрастов, специальностей и творческих наклонностей. Они с интересом и увлечённостью занимаются саамским искусством и достойно сохраняют и приумножают саамское фольклорное творчество. Благодаря старейшим участникам ансамбля, а это бывшие оленеводы и чумработницы, мне по­ счастливилось перенять от них элементы быта, использованные в танцах: постановка корпуса, позиция ног, рук. Основой деятельности фольклорных коллективов многие годы является работа, направленная на глубокое по­ стижение традиционной народной культуры. - Воссоздание достоверного звучания народных песен и наигрышей, воспроизведение элементов тра­ диционной обрядовой жизни, форм народной хореографии. (Имеются фо­ нограммы, видеоматериалы постановок по сказкам и легендам, аудиоза­ писи традиционного исполнения песен-луввтэ на саамском языке). Считаю, что тысячу раз прав профессор-историк из Марийского гос- университета Ксенофонт Сануков, сказавший на конференции финно- угорских народов в Таллине, что в этническом ренессансе финно-угорских народов немалая заслуга тех, кто изучал, пропагандировал и сохранял ис­ 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz