Медведева, М. Г. Проблемы фольклора // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере : материалы международной научной конференции, 10-11 марта 2011 г., [Мурманск / редкол.: О. Н. Иванищева (отв. ред.), В. Б. Бакула]. - Мурманск, 2012. - С. 118-121.
кусства требует самой высокой языковой компетенции в среде пользовате лей этнического языка. Эта компетенция должна приближаться к компе тенции исполнителя и у тех соотечественников, кто слушает исполнение фольклорного произведения знатоком и хранителем традиций устной сло весности, и у того собирателя, который фиксирует образцы фольклора, об рабатывает и переводит их, делая их тем самым доступными для других исследователей и иноязычных читателей. Без преувеличения можно ска зать, что сфера фольклора является единственным средством поддержания наиболее высокого уровня языковой компетенции среди всех пользовате лей языка. Ни для кого не секрет, что уже в наши дни специалисты по языкам и фольклорународа севера испытывают недостаток в материалах по языкам и фольклору этого народа. С каждым годом становится все труднее запи сывать новые фольклорные тексты. Многие собиратели, в особенности те, кто сам принадлежит к народу севера, разочаровавшись в ожиданиях найти среди представителей этого народа какие-то яркие эпические произведе ния, снизили активность собирательской работы и тем самым упустили возможность зафиксировать проявления современной живой фольклорной традиции. Пусть она и представлена короткими сказками, уже известными в вариантах, легендами, устными рассказами. У народа севера почти пол ностью потеряны малые жанры фольклора - загадки, запреты-обереги, по словицы, поговорки, образные фразеологические выражения, предписания, приметы. Хорошие знатоки традиционного фольклора называли эти фор мы «словесным мусором», из-за чего подчас было трудно установить, что данные формы фольклора еще существуют, хотя и ушли из активного бы тования. Понятно, что можно и нужно поддерживать «мастеров фолькло ра» и хранителей традиций народного искусства, и очень хорошо, что это делается. Особенно досадно, что остаются недоступными исследователям ма териалы по исчезающим языкам. Этот факт наводит на печальные раз мышления о том, где и как необходимо готовить кадры специалистов по языкам и фольклору народа севера. Ясно и понятно, что подготовка учи тельского уровня в области родного языка для представителей народа се вера в педагогическом университете не обеспечивает должного знания родного языка для работы с фольклорными текстами, тем более с аудиоза писями. Мы видим довольно относительно новых пособий для начальной школы, но пособий такого типа, которые не требуют совершенного владе ния языков как тематические и картинные словари небольшого объема, пе реиздания учебных пособий, в то время как пособия для средней школы, требующие хорошего знания родного языка и навыков пользования им в письменной форме, создаются с невероятным трудом. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz