Медведева, М. Г. Проблемы фольклора // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере : материалы международной научной конференции, 10-11 марта 2011 г., [Мурманск / редкол.: О. Н. Иванищева (отв. ред.), В. Б. Бакула]. - Мурманск, 2012. - С. 118-121.

кусства требует самой высокой языковой компетенции в среде пользовате­ лей этнического языка. Эта компетенция должна приближаться к компе­ тенции исполнителя и у тех соотечественников, кто слушает исполнение фольклорного произведения знатоком и хранителем традиций устной сло­ весности, и у того собирателя, который фиксирует образцы фольклора, об­ рабатывает и переводит их, делая их тем самым доступными для других исследователей и иноязычных читателей. Без преувеличения можно ска­ зать, что сфера фольклора является единственным средством поддержания наиболее высокого уровня языковой компетенции среди всех пользовате­ лей языка. Ни для кого не секрет, что уже в наши дни специалисты по языкам и фольклорународа севера испытывают недостаток в материалах по языкам и фольклору этого народа. С каждым годом становится все труднее запи­ сывать новые фольклорные тексты. Многие собиратели, в особенности те, кто сам принадлежит к народу севера, разочаровавшись в ожиданиях найти среди представителей этого народа какие-то яркие эпические произведе­ ния, снизили активность собирательской работы и тем самым упустили возможность зафиксировать проявления современной живой фольклорной традиции. Пусть она и представлена короткими сказками, уже известными в вариантах, легендами, устными рассказами. У народа севера почти пол­ ностью потеряны малые жанры фольклора - загадки, запреты-обереги, по­ словицы, поговорки, образные фразеологические выражения, предписания, приметы. Хорошие знатоки традиционного фольклора называли эти фор­ мы «словесным мусором», из-за чего подчас было трудно установить, что данные формы фольклора еще существуют, хотя и ушли из активного бы­ тования. Понятно, что можно и нужно поддерживать «мастеров фолькло­ ра» и хранителей традиций народного искусства, и очень хорошо, что это делается. Особенно досадно, что остаются недоступными исследователям ма­ териалы по исчезающим языкам. Этот факт наводит на печальные раз­ мышления о том, где и как необходимо готовить кадры специалистов по языкам и фольклору народа севера. Ясно и понятно, что подготовка учи­ тельского уровня в области родного языка для представителей народа се­ вера в педагогическом университете не обеспечивает должного знания родного языка для работы с фольклорными текстами, тем более с аудиоза­ писями. Мы видим довольно относительно новых пособий для начальной школы, но пособий такого типа, которые не требуют совершенного владе­ ния языков как тематические и картинные словари небольшого объема, пе­ реиздания учебных пособий, в то время как пособия для средней школы, требующие хорошего знания родного языка и навыков пользования им в письменной форме, создаются с невероятным трудом. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz