Медведева, М. Г. Проблема преподавания саамского языка // Модель мира коренных малочисленных народов Арктического региона: динамика взаимодействия языка и культуры в условиях глобализации и регионализации : материалы международного научно-практического семинара, 29-31 октября 2012 года, [Мурманск / редкол.: О. Н. Иванищева (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. – С. 194-195.

М.Г. Медведева ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ СААМСКОГО ЯЗЫКА Проблем по сохранению родного языка достаточно много, о них го­ ворили и много написано. Мне довелось 18 лет работать руководителем народного саамского фольклорно-этнографического ансамбля «Ойяр». Ос­ новное направление программы коллектива - это художественное творче­ ство, развитие творческих способностей участников и приобщение их к культуре своего народа, знакомство с мифами, легендами, колыбельными песнями, традиционными играми и праздниками. Программа основана на песенном фольклоре, поэтическом слове, танцах, легендах, обрядах и ми­ фах народа саами, что развивает в участниках (молодёжь, дети) способ­ ность видеть и слышать, чувствовать и понимать то, какой смысл саамский народ вкладывал в это из поколения в поколение. Здесь как бы исподволь формируются навыки и специфические знания древнего народа. Но в соче­ тании с современностью. Молодёжь, дети через сказки, легенды познавали саамский язык. В конце 1990-х гг. мне предложили по совместительству преподавать саамский язык в Ловозерской средней школе. Расскажу немного о том, с чем я столкнулась в процессе преподавания саамского языка. В школьной программе было предусмотрено 2 часа на преподавание родного языка. Очень острой стала проблема с учебниками и методиче­ скими пособиями для учителей. Можно сказать, что учебники начальных классов в наличии есть. Но, к большому сожалению, учитывая современ­ ное состояние общества и уровень владения языком, они не отвечали и до сих пор не отвечают сегодняшним требованиям. Данные учебники хороши были лет 30-40 назад, когда дети в совершенстве владели саамским язы­ ком. Составлены они аналогично учебникам русского языка, чтения, лите­ ратуры. На современном этапе нужны другие учебники. Поэтому мною был составлен тематический план по саамскому языку с использованием пособия «Самь килл» А.А. Антоновой. На тот момент я могла ориентиро­ ваться только на тематический план по русскому языку для младшей и средней группы. На I ступени (1-4 классы) большое значение имеет создание психо­ логических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать родной язык. Именно поэтому часто использова­ ла игры для активизации мыслительной деятельности детей, для развития у них устойчивого интереса к изучаемому предмету. С помощью игры отра­ батывается произношение. (Игра «Тала, тала» и др.). Конечно, при этом не забывая о том, что игры не могут заменить систематической учёбы. На II ступени (5-9 классы) приходит время для последовательного и системного развития у учащихся двуязычной речевой компетенции. В этот 194

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz