Медведева, М. Г. Проблема преподавания саамского языка // Модель мира коренных малочисленных народов Арктического региона: динамика взаимодействия языка и культуры в условиях глобализации и регионализации : материалы международного научно-практического семинара, 29-31 октября 2012 года, [Мурманск / редкол.: О. Н. Иванищева (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. – С. 194-195.

период важным условием эффективного обучения родного языка стано­ вится оптимальное сочетание повторяемости и вариативности языкового материала - обучение диалогической речи. Именно в процессе изучения родного языка дети формируются как личность, корни которой глубоко уходят в традиции и законы своего наро­ да. В этот период происходит приобщение к жизни предков, что очень важно: без знания родного языка теряется связь с народом, его прошлым и настоящим. К большому сожалению, из школьной программы сначала уб­ рали один час, а затем и вообще все уроки родного языка. Некоторые чи­ новники высказывают такую версию, что саамский язык сегодня не вос­ требован и поэтому углубленно изучать его нет необходимости. По их мнению, достаточно тех мер, которые принимаются сегодня для сохране­ ния языка. Однако критическим положением саамского языка, утратой жи­ вой речи как средства общения обеспокоены сами носители. В 2000-е гг. мне довелось проводить курсы саамского языка среди взрослых и молодёжи, с успехом применяя диалогический метод. Одно­ временно вместе с изучением грамматического материала происходит зна­ комство с образцами устного народного творчества, прозаическими и по­ этическими произведениями писателей, т.к. использование поэзии и прозы способствует развитию основных умений: чтения, аудирования, говорения. Для более эффективного обучения я выпускала оформленные лис­ товки «Говорите по-саамски», которые можно размножить, раздать, разве­ сить в библиотеках, школах, магазинах и т.д. Затем изготовила мини­ разговорники «Мунн тата саррнэ самас», которые также распространены среди молодёжи и взрослых. В период обучения в Высшей Саамской шко­ ле Норвегии я внесла предложения в «Проект развития саамского языка» о проведении этнодискотек, летних лагерей, возобновлении вечеров-встреч клуба «Северное сияние» с носителями саамского языка. Целью нашей деятельности является сохранение языка народа саами, его традиций и культуры. В настоящее время в соответствии с Консти­ туцией РФ каждый гражданин имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Существует ряд Федеральных законов и законов Мурманской облас­ ти, которые гарантируют народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка. В Мурманской области принята региональная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Мурманской области на 2009-2013 гг.». Одна из задач программы - сохранение и развитие национальной культуры, традиций и обычаев ко­ ренных малочисленных народов Севера. Но почему-то в программе основ­ ной упор делается на развитие и поддержку общинных форм хозяйствова­ ния. Безусловно, сохранение оленеводства очень важно, но не менее важна задача сохранения самобытности народа, его культуры, а особенно - языка. 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz