Мечкина, Е. И. Саамские узоры = Сāмь кырьйнэз = Sami ornaments / А. Е. Мозолевская, Е. И. Мечкина. - [Изд. 2-е, доп. и испр.]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2015. - 255, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

полоской прозрачного кружева (как и на са­ рафане). Блуза сшита из набивного шелка. Рас­ пашная блуза с баской, планка декориро­ вана зигзагом из красного сутажа. Левая и правая полочки украшены кружевом по кокетке. Воротник - стойка. Рукав - «фо­ нарик», манжеты на рукавах украшены зигзагом из красного сутажа в сочетании с планкой на блузке. Блуза одевается по­ верх сарафана и подпоясывается бисерным поясом. Пояс с бисерной вышивкой из крас­ ного сукна застегивается на металлическую круглую пряжку. Узор на поясе состоит из «звезд» и «кувакс». Чулки связаны в круговую на четырех спицах из цветной пряжи с саамскими узо­ рами. Чулки под коленом закрепляются праздничными женскими подвязками, сши­ тыми из красного сукна с бисерной вышив­ кой «солнце». Подвязки особенно украша­ ются треугольными подвесками из цветного сукна на нитках из крупных бусин. Каньги - саамская обувь, сшиты из шку­ ры нерпы. В швы между деталями вставлен кант красного сукна. Высота канег чуть выше щиколотки. На передней детали канег пришит треугольник с петлей для присте­ гивания обор. Каньги подвязаны оборами (подвязками), которые сшиты из цветного сукна, украшены бисерной вышивкой и ап­ пликацией цветного вьюнка. Минимальная бисерная вышивка на оборах выполняется на концах и в виде чередующихся цветных крестиков, которые обозначают «следы пти­ цы». Концы обор с пуговицей дополнены крупными бусами. сесь руэскэсьт, ыввьн пыссяр кырьйнэзэнЬ «пёййв» вышэвайймэнч. ПуэдЬвэськ особ- ливэ моажьюввээв колмуггле ыввьн руэсск тйпегуэйм сунэнЬ шурр ыввьн цуэтЬкэ- гуэйм. Коаммэ - самь ваннцэнЬ, куррма лёв нуэррьй накесьт. СоавьнэтЬ кэсска noajra пыййма лй руппьсесь руэскэсьт чуэяс. Ко- аммсэтЬ эллвудт лй элэлэ паййла шиколот- кайя. Эввт гоарренЬ коаммэнЬ эллтас альн лй колмугглэнч воарянЬ куррма. Коаммэ лёв пуэдЬвэськэгуэйм коррма, когк лёв ыввьн руэскэсьт куррмэнч я моажьнаЬтма лёв пыссерь вышэвайймужэнЬ я аппликаци- янЬ ыввьн кырьйнэзэнЬ - «вьюнкэнЬ». Эйй ённэ пыссяр вышэвайймушш пуэдЬвэскенЬ пыййъювв кйженЬ воайхуввэм нала ыввьн рысьтатЬ, когк вуэзхэллэв лоанЬт кййетЬ. ПуэдЬвэськ кёжь пуалэнЬ лажьхэ лёв шурр цуэтЬкэгуэйм. Фото: ич архива Афанасьевой Нины Елисеевны Рабочий момент авторов книги «Саамские узоры» А. Е. Мозолевской и Е. И. Мечкиной (1995 г.) inserted a piping of red cloth. The height o f the kangi is slightly above the ankles. The front part of kangi has fastener for shoe bands - a triangle with loop. The kangi are tied with shoe bands sewn from colored cloth, adorned with decorative beaded embroidery and ap­ plique with the «colorful bindweed» pattern. The minimal bead embroidery is done on the ends of the shoe bands in the form of colored crosses symbolizing «birds traces». The ends of the shoe bands with fastened buttons are supplemented with large beads. Фото: из архива Афанасьевой Нины Елисеевны Рабочий момент А. Е. Мозолевской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz