Мечкина, Е. И. Саамские узоры = Сāмь кырьйнэз = Sami ornaments / А. Е. Мозолевская, Е. И. Мечкина. - [Изд. 2-е, доп. и испр.]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2015. - 255, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

Мужики уже требовали: «Шейте нам ру­ бахи, штаны яры, какие Агканиййт готовит отцу». По этой легенде мать Агканиййт - Луна, воспитала её и учила всему сестра Солн­ ца - Агка, отцом ей был человек - Каййлес, который раньше проживал в селении около устья Реки Отцов. Так рассказано в легенде о том, кто на­ учил саамских женщин шитью бисером, люди учились у мастериц и передавали из поколения поколению свои знания, умения и навыки. Несутся вперёд столетия, а саамские узо­ ры на изделиях беседуют с нами, рассказы­ вают о мастерстве саамских женщин, быте наших предков. Танна сонн паянт паяс кйдэть, а тамьпе ли кырьйнэсс: ёрп, коалца коадца мйлльтэ я кувьта, падька я манн, манн - пяла я собха юэлка, я чадзь чуллм я чунне юэлка - пугк сыйй лев пыссьрэнЬ лыЬкма. Пугк вуаддк толл чуввэсьт. - Тэнна лыЬке мунн! Мунн ля! ОллманЬ яллмушш чофта моджьювэ тэнна палесьт, коххт сйнэ кэскэсьт ыдэ я элькэ Агканиййт ёлле. Сонн пыЬтэл сыйе югке-налшэм кырьйнэзэтЬ, койт йнэнэсь эфтэсьт йжесь суллэсьт ёлльмэнЬ лыИкма лййенЬ: тэ ёррп пёдзь вуаннтсэнЬ лы!жма чугка, тэ коадьченЬ льАкма пулла. Тэ пыЬт сонн вйллькесь шышшьнэсьт куррма кырьйнэзэгуэйм пайт. Нййт я нурр коабка воалльтэнЬ сонэсьт тэйт тыгквэнвудэтЬ, сыйй эллькэнЬ сйнэгуэйм йжесь оалм оллматЬ баллъяЬтэ. Оалм оллма эллькенЬ ё сйнэнЬ оаннэ: «Куаррэ мыйе мугка шэ пайтэтЬ, пуфсэтЬ, йретЬ, манЬтэ Агканйййт аджяс куарр!» Тэнна легеннда мйлльтэ Агканйт ённЬ - Манн - шэннтэдЬ я паяс паенЬт сон, э пугк туетЬ моатэЬть лыЬкэ сон Пёййв вуэррьпэнЬ лыЬкэ - Агка, адженЬ соннэ ляйй олма - Каййлесь, ку эввтэль Ажь ёгк няльм сыйтэсьт йле. НыдтЬ лй легенндасьт тэнн баяс моайнса, кё самь нызнэтЬ пыссьрэнЬ куаррэ моатЬхэ лй. МоаЬтсэлленЬ оллма чёпесь кйдт туйе лыЬкъенЬ я выгЬкень эвтас тэйт тёдэт я куаррэм ноалетЬ пуллдэгэсьт пуллдэгке. Кыррьтэв эвтас агь эге мйлльтэ, э самь кырьйнэз туе моайнсэв мйнэгуэйм, мушштлэв мыйе самь нызнэ чёпесьвуд баяс я мин ёрркья пуллдэгэ ёллем ноале баяс. their knowledge and skills from generation to generation. The centuries o f time flew by but the Sami ornaments are still talking to us from these handicrafts. They tell us about how skillful are the Sami women and remind us about everyday life o f our ancestors. Вступительная статья Мозолевской Анастасии Елисеевны Оалк кырьйхэмушш Ельцэ Наст Мозолевска Introductory article by Anastasia Mozolevskaia

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz