Мечкина, Е. И. Саамские узоры = Сāмь кырьйнэз = Sami ornaments / А. Е. Мозолевская, Е. И. Мечкина. - [Изд. 2-е, доп. и испр.]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2015. - 255, [1] с. : ил., цв. ил., портр.
ли из уст в уста сказители и сказительни цы долгими зимними вечерами. Саамский эпос сохранил и донёс до наших дней об раз мастерицы - учительницы Агканиййт из легенды о Найнасе. Легенда «Найнас» была записана русским этнографом В. В. Чарно- луским в начале 30-х годов 20-го столетия. И так, мы читаем и познаём историю ши тья бисером: «В день, когда мужчины ушли на дальнюю охоту, Агканиййт принесла ма ленькие сумочки - кисы из замши и тюле ньей кожи. Она сама выделала, скроила и сшила эти сумочки. Сумочки были туго набиты жемчугом, отборными камушками и сушеными ягодами. Они были соблазном для всех девушек и молодух. Агканиййт учила их любимой игре. Рас сыплет жемчуг по скатерти, прикроет кучку жемчуга рукой и воскликнет: «Ничего нет - и я не есть! Что тут есть?» Ей отвечали: «Там ничего нет!» Тогда она поднимет руки, а там - узор: круги, колечко в колечко и змейки, палоч ки, и месяц с луной, и ножки сороки, и во дный узел, и клетки, и гусиная лапка - всё в перлах, всё сияет от огней костра. - Это сделала я! Я есть! Жизнь людей очень украсилась с тех пор, как среди них появилась и обжилась Агка ниййт. Она приносила им выдумки, узо ры, сочинённые вместе с матерью на своём острове: то круглый корнячок из сосновых кореньев, то пуговку из ракушки. То прине сёт она белую рубашку из замши с узорами. Девушки и молодушки перенимали эти забавы, они даже начали баловать ими сво их мужчин. поакетЬ), нэмпэтЬ, рыстэтЬ, ромбэтЬ, пялтэтЬ я коллмугтлэтЬ. Кё гыслймоатЬхэ самь нызнэтЬпыссьрэнЬ куаррэ? ОттЬхуж тэнн кэжьнэгке аннЬтэв мыйе ёррка самь моаййнас, легеннда, койт няльмэсьт няллма самь моаййнас мушштлэй нурр пуллдэгэтЬ эннЬтэнЬ, мушштлэнЬ сйнэтЬ кугкесь талльв ёкьна я ые мйлльтэ. НыдтЬ тэгка моаййнас я легеннда мэннэнЬ пуллдэгэсьт пул лдэгке я тоййтэнЬ я мйнэ райя. Самь моаййнас пыне и той йтэдЬ мйн пййвэ райя чёпесь пыссярэнЬ куаррэй баяс - самь нызнэтЬ моатЬхэй - Агканйййт баяс - легенндасьт «Наййас», конн пымме элрушш этнограф Л. Л. Чарнолуска 30 - лоагат ыгенЬ оалк 20 - лоагант агесьт кырьйха ляйй. НыдтЬ, мыйй логкэпь я томмтаслуввэпь пэйель тэйе моаййнсэть самь историянЬ пыссяр куаррмуж баяс: «Пёййв, куэссь оалм оллма оллтлэсс мёЬцьтэм сэеть уйтэнЬ, Агканйййт пудэ я пыдтэ удць верцатЬ - нуэррьй наЬкь я шышшьн вуссятЬ. Сонн йджь чинэ накь я шышшенЬ, вэе я куарэ тэйта сумькатЬ - вуссятЬ. Сумька лййенЬ чоагктэнне мёрр я ёгк цуэтЬкэгуэйм, ёррп кядкагуэйм я коашьк мурьегуэйм тёвьтнэ. Сыйй лййенЬ тыгквэннэнЬ пугкэ нййтэ я нурр коабпкэ гуэйкэ. Агканйййт моатэИтЬ сйнэтЬ сонэнЬ шоабпшей сйрэн сйррэ. Лйшшькай туэль лыййн эл - скатэрьт эл - мёрр я ёгк цуэтЬ- кэтЬ, коаЬгал поанна кйдэнЬ я кэджял сйнэнЬ: «Элля нимй- я мунн эмм ля! Мй лй тэста?» Соннэ оттЬхушшэнЬ сыйй: «Тамьпе элля нимй!» bags were tightly stuffed with pearls, pebbles and dried berries. It was a true temptation for all girls and young women. Agkanijjt taught them to play her favorite game. She scattered pearls around the tablecloth, covered a bunch of pearls with her hand and exclaimed: «There is nothing - and there is no me! What do we have here?» They answered: «There is nothing there!» When she rose her hands, there was a bead pattern: circles, ring in ring, snakes and sticks, and crescent with the moon, and magpies feet, and water site, and cells, and goose foot - all was in pearls, everything glittered and lit up in the fire light. - 1 did it! I am here!» People’s lives became adorned with true beauty since Agkanijjt settled among them. She brought to them new inventions and designs, which she created together with the mother on her island: either round box woven from pine roots or a button made from seashell. Once she brought a white shirt o f suede with bead patterns. Girls and young women borrowed these tricks. They even began to pamper their men. Men demanded: «Sew us such shirts, trousers, shoes as Agkanijjt makes for her father!» According to this legend, the mother of Agkanijjt - the Moon, who was raised and taught by the sister o f the Sun - Agka. Her father was a man - Kajjles, who previously lived in the village around the mouth of the River o f Fathers. Hereby, this legend tells about who taught the Sami women to do beads - people learned from masters o f handicrafts, passed
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz