Мечкина, Е. И. Саамские узоры = Сāмь кырьйнэз = Sami ornaments / А. Е. Мозолевская, Е. И. Мечкина. - [Изд. 2-е, доп. и испр.]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2015. - 255, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

Имеющиеся литературные источники по­ зволяют предположить, что бисер как деко­ ративный материал был знаком саамам уже в 18 веке. Бисером расшивались различные части одежды: воротники, пояса, кисеты, головные уборы, каньги и оборы для канег, предметы оленьей упряжи. Бисером орнаментировались предметы быта: одежда, головные уборы как женщин, так и мужчин, оленья упряжь, обувь - кань­ ги, подвязки для чулок. Приёмы шитья бисером заключаются в нанизовании мелких фарфоровых бисери­ нок белого, жёлтого, синего, голубого цвета на нитки, выделанные из сухожилий оленя. Затем бисерные пронизки прикрепляют­ ся поперечными нитями к фону декоратив­ ного изделия. Каждая бисеринка закрепля­ ется отдельно, что обеспечивает прочность шитью Очелье шапок, шамшур, перевязок укра­ шались антропоморфными фигурами, их количество всегда было нечётным (3, 5, 7, 9 ,И) . Такие изображения, по мнению ряда уче­ ных, являлись образами различных саам­ ских божеств. В бисерной орнаментике преобладают геометрические мотивы - круги, кружоч­ ки, звёзды (четырёхугольные, двенадцатиу­ гольные), солнышко, луна, полумесяц, зу­ бья пилы (или горы), волны, кресты, ромбы, квадраты, треугольники. Кто же научил саамских женщин шить бисером? Ответ на этот вопрос даёт саамский эпос: сказки, легенды, мифы, которые передава- славвдэд, моджесь пыссьрэнЬ куаррэ туетЬ. Сонн выйтэ куйе Матрёхин Лазрэ Ёфкаёгк сыййтэ - чофта ваптэгк пйррсэ. Славвдэдэ Данилова Таррьй йжесь чёпесьвудэнЬ омп нурьт рыннт мйлльтэ Куэллнэгк нёаркэсьт. Эввтэль кырьйхэнч книга вёкьхэв мыйе пыйнэ, штэ пыссяр, гу кырьйнэзэтЬ куаррэм туй, соаметЬ ляйй ё 18-лоагант агесьт томтас. ПыссьрэнЬ моажьнэ1тгэнЬ самь нызан югке - налшэм оассэ шукэтЬ: коаввлсэтЬ, пуагкнетЬ, табехь верьцять - коапшэгэтЬ, нййт, нызан я оалм оллма кабпреть, коаммэтЬ, пуэдЬвэськэтЬ коаммэ гуэйкэ, пудзэ поадэскэтЬ. ПыссьрэнЬ кырьйнэнЬ самь куэдть туетЬ я вёшшэтЬ: оасскэтЬ, кабпьретЬ коххт нызнэ гуэйкэ, ныдтЬ шэ я оалм оллма гуэйкэ, пудзэ поадэскэтЬ, ваннцнэтЬ - коаммэтЬ, пуэдЬвэськэтЬ сугкэ гуэйкэ. Самь нызан лэххьтэнЬ пудзэ сайй суннэ мёвв пыссьрэтЬ вйллькесь, руччкесь, тёммесь алехь, алехь ьтьненЬ. Мацца куррэнь кырьйнэзэтЬ, пэштхээлленЬ сунэтЬ пыссьрэгуэйм руэск эл туэресь сунэгуэйм. Югке пыссьрэнч нядтъювв отдельнэ, мй роавасвуд куаррэм туйе аннт. Кабперь, шаммш, пёрьвесськ кодцэр кырьйнэлленЬ ёррка кырьйнэзэ мйлльтэ, сыйе ляйй пай 3, 5, 7, 9, 11. Тэгка кырьйнэз вуэзхэлленЬ, коххт тёд тйдтэй оллма логкэв, лййенЬ югке-налшэм самь йммял коавь. Пыссяр кырьйнэзэн вуайй геометрическэ мотиватЬ уййнэ - ёрпэть, кругять, тоась- тэтЬ (нйлье, ку! 1 тэмплоагкь угглэгуэйм), пёйв, ман, манн - пёль, соагк панэтЬ, (эле decorate different parts of clothes: collars, belts, pouches, headdresses, koammet - the traditional Sami shoes, Sami shoe bands, details of reindeer harness. The technique of beadwork lies in stringing small porcelain beads of white, yellow, blue, light blue color upon threads from reindeer tendons. Then, lines o f beaded threads are attached to foundation of a decorative product. Each bead is stitched separately what provides strength to sewing. The front parts o f headdresses were decorated with anthropomorphic figures, their number was always odd (e.g. 3, 5, 7, 9, 11). Such ornaments, according to a range of scientific sources, portray images of various Sami divinities and spirits. In traditional Sami bead ornamentation prevail geometrical motifs - circles, stars, rectangulars, dodecagons, sun, moon, half­ moon, teeth of saw or mountains, waves, crosses, rhombi, squares, triangles. Who taught Sami women to do beadwork? The Sami epos-tales, legends, myths, told by storytellers and passed by word of mouth during the long winter evenings give answer to this question. The Sami epos preserved and brought to present days the image of a skilled teacher Agkanijjt from the legend of Nainas. The legend of Nainas was recorded by the Russian ethnographer Vladimir Chamoluskiy in the early 1930-s o f the XX century. Therefore, we read and learn the history of beadwork: «One day when all the men went hunting, Agkanijjt brought small bags made from suede and seal leather. She cured leather, cut out details and sewed these handbags. The

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz