Мечкина, Е. И. Саамские узоры = Самь кырьйнэз / А. Е. Мозолевская, Е. И. Мечкина ; [авт. текстов: Кулинченко Галина Александровна [и др.] ; авт. фот.: Александр Степаненко [и др.] ; авт. рис. Кулинченко Галина Александровна]. - Мурманск : Рекорд, 2011. - 183, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

для всех девушек и молодух. Агканиййт учила их любимой игре. Рас­ сыплет жемчуг по скатерти, прикроет кучку жемчуга рукой и воскликнет: «Ничего нет - и я не есть! Что тут есть?» Ей отвечали: «Там ничего нет!» Тогда она поднимет руки, а там - узор: круги, колечко в колечко и змейки, палочки, и месяц с луной, и ножки сороки, и водный узел, и клетки, и гусиная лапка - всё в пер­ лах, всё сияет от огней костра. - Это сделала я! Я есть! Жизнь людей очень украсилась с тех пор, как среди них появилась и обжилась Агка ниййт. Она приносила им выдумки, узо­ ры, сочинённые вместе с матерью на своём острове: то круглый корнячок из сосновых кореньев, то пуговку из ракушки. То прине­ сёт она белую рубашку из замши с узорами. Девушки и молодушки перенимали эти за­ бавы, они даже начали баловать ими своих мужчин. Мужики уже требовали: «Шейте нам ру­ бахи, штаны, яры, какие Агканиййт готовит отцу». По этой легенде мать Агканийт - Луна, воспитала её и учила всему сестра Солнца - Агка, отцом ей был человек - Каййлес, кото­ рый раньше проживал в селении около устья Реки Отцов. Так рассказано в легенде о том, кто нау­ чил саамских женщин шитью бисером, люди учились у мастериц и передавали из поколе­ ния в поколение свои знания, умения и на­ выки. Несутся вперёд столетия, а саамские узо­ ры на изделиях беседуют с нами, рассказы­ вают о мастерстве саамских женщин, быте наших предков. Вступительная статья Мозолевской Анастасии Елисеевны Оалк кырьйхэмушш Ельцэ Наст Мозолевска чоагктэнне мёрр я ёгк цуэтЬкэгуэйм, ёррп кядкагуэйм я коашьк мурьегуэйм тёвьтнэ. Сыйй лййенЬ тыгквэннэнЬ пугкэ нййтэ я нурр коабпкэ гуэйкэ. Агканйййт моатэЬтЬ сйнэтЬ сонэнЬ шо- абпшей сйрэн сйррэ. Лйшшькай туэль лый- йн эл - скатэрьт эл - мёрр я ёгк цуэтЬкэтЬ, коаЬтал поанна кйдэнЪ я кэджял сйнэнЬ: «Элля нимй- я мунн эмм ля! Ми ли тэста?» Соннэ оттЬхушшэнЬ сыйй: «Тамьпе элля нимй!» Танна сонн паянт паяс кйдэтЬ, а тамьпе лй кырьйнэсс: ёрп, к о а д ц а коадца мйлльтэ я кувьта, падька я манн, манн - пяла я собха юэлка, я чадзь чуллм я чунне юэлка - пугк сыйй лёв пыссьрэнЬ лыЬкма. Пугк вуаддк толл чуввэсьт. - Тэнна лыИке мунн! Мунн ля! ОллманЬ яллмушш чофта моджьювэ тэн­ на палесьт, коххт сйнэ кэскэсьт ыдэ я эль- кэ Агканйййт ёлле. Сонн пыіітэл сыйе югке- налшэм кырьйнэзэтЬ, койт йнэнэсь эфтэсьт йжесь суллэсьт ёлльмэнЬ лыЬкма лййенЬ: тэ ёррп пёдзь вуаннтсэнЬ лыЬкма чугка, тэ коадьченЬ лыіікма пулла. Тэ пыЬт сонн вйллькесь шышшьнэсьт куррма кырьйнэзэ- гуэйм пайт. Нййт я нурр коабка воалльтэнЬ сонэсьт тэйт тыгквэнвудэтЬ, сыйй эллькэнЬ сйнэгуэйм йжесь оалм оллматЬ балльяЬтэ. Оалм оллма эллькенЬ ё сйнэнЬ оаннэ: «Ку- аррэ мыйе мугка шэ пайтэтЬ, пуфсэтЬ, йретЬ, манЬтэ Агканйййт аджяс куарр!» Тэнна легеннда мйлльтэ Агканйт ённЬ - Манн - шэннтэдЬ я паяс паенЬт сон, э пугк туетЬ моатэЬтЬ сон Пёййв вуэррьпэнЬ лыЬкэ - Агка, адженЬ соннэ ляйй олма - Каййлесь, ку эввтэль Ажь ёгк няльм сыйтэсьт йле. НыдтЬ лй легенндасьт тэнн баяс моайнса, кё самь нызнэтЬ пыссьрэнЬ куаррэ моатЬхэ лй. МоаИтсэл.іепЬ оллма чёпесь кйдт туйе лыЬкъенЬ я выгЬкенъ эвтас тэйт тёдэт я куар- рэм ноалетЬ пуллдэгэсьт пуллдэгке. Кыррьтэв эвтас агь эге мйлльтэ, э самь кы- рьйнэз туе моайнсэв мйнэгуэйм, мушшт- лэв мыйе самь нызнэ чёпесьвуд баяс я мйн ёрркья пуллдэгэ ёллем ноале баяс.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz