Мечкина, Е. И. Саамское рукоделие / Е. И. Мечкина, А. Е. Мозолевская ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр [и др].. - Апатиты : КНЦ РАН, 2003. - 112с. : ил.

многообразны. Несомненно, что первоначальной основой тамги было воспроизведение реальных предметов и явлений. В них характерной чертой является то, что он имеет в основе один рисунок - общий для всех членов рода, но видоизменяется по семьям, причем к основному рисунку прибавляется или отбавляется какая-то деталь, или знак изображается в другом направлении. Клеймо отца наследовали сыновья. Практически клеймо изменялось по мере дробления семьи. В знаках изображались реальные предметы: оленьи рога, скребки, щучьи зубы, изгороди, тетива лука и др., и религиозные атрибуты - солнечные диски, кресты, полумесяц, свастика и др. Эти клейма известны и сохранились в наиболее полном виде до нашего времени (до начала XX в.) у саамов (лопарей) Скандинавии и России (Волков, 1996, стр.51). Родовые тамги использовались для вышивки бисером в качестве узоров: свастика и совастика, треугольные формы, дорожка, тетива с луком, крючок для подвешивания котлов - примеры клейм иоканьгских саамов 1925 г. (рис.1). Родовые клейма заменяли неграмотным саамам роспись при получении денег. 1 2 3 4 5 6 7 8 Рис.1 Саамские тамги (по коллекции Я.Камшилова): 1 - Кильдинский погост, 2 - Маселъгский, 3 - Воронъинский, 4 - Ловозерский, 5 - Екостровский, 6 - Семиостровский, 7 - Нотозерский; 8 - эволюция клейма фамилии Шаршиных Семиостровского погоста 1815-1902 гг.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz