Мечкина, Е. И. Фольклорные традиции в культуре саамской семьи / Мечкина Е. И. ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2010. - 54 с. : ил., портр.
Пация Е.Я. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ОДНОЙ СААМСКОЙ СЕМЬИ Семья это сложный социальный организм, соединяющий в себе различные стороны общественного развития. В сегодняшнем мире институт семьи определяет многие аспекты существования человека и общества в целом, независимо от стран, континентов, экономического развития и политического устройства. Многофункциональность этой первичной ячейки мироустройства и привлекает к себе внимание широкого круга специалистов: историков, социологов, демографов, этнографов, лингвистов. Есть у семьи и особое предназначение - сохранение культурной памяти своего этноса. [Разумова, 2001, с. 5-30] На дворе XXI век, но далеко не все из культурного достояния отдельных народов зафиксировано на современных носителях или хотя бы на бумаге. Многое остается еще в устных формах и сохраняется только в семейном фольклоре. В представленной работе речь идет о культурном наследии саамов Кольского полуострова Это один из самых изученных народов Севера. Доступность территории с древних времен привлекала в эти края путешественников, ученых. Многое, конечно, записано, но немало и упущений. Буквально пару лет назад от одного представителя Екатерина Ивановна и Анна Ивановна областного комитета по село Ловозеро 2007 год культуре автору пришлось услышать очередной миф, дескать, нет у саамов ничего, кроме сказок. Но и это заявление можно считать «прогрессивным». Раньше считалось, что и сказок в саамском фольклоре нет. К сожалению, культура этого народа не изучалась систематизировано, но, к счастью, еще не поздно. Саамы народ творческий. И ценность своего культурного наследия они осознают и сохраняют. В конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века возобновилась работа по созданию саамской письменности. При отделе народного образования Мурманского облисполкома была создана инициативная группа из саамской и русской интеллигенции. Екатерина Ивановна Мечкина (Сверлова) вошла в ее состав не случайно. И русским языком, и кильдинским диалектом саамского языка она владеет в совершенстве. Это были годы сложной и очень интересной экспедиционной работы. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz