Мечкина, Е. И. Фольклорные традиции в культуре саамской семьи / Мечкина Е. И. ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2010. - 54 с. : ил., портр.
ельнике. То ли ельник разросся, то ли кто чужой нашел, но тайник этот так и не отыскали. Село Ловозеро до глобального переселения саамов в 1960-е годы было небольшим, а в военное время, можно сказать, совсем обезлюдело. Каждый житель на виду, знали какое у кого материальное положение в семье. В школу Екатерине пришлось пойти поздно, не со своими сверстниками. Были на то свои резоны. Важное для девочки событие пришлось на середину военного лихолетья. «Мама говорила, что маленькая росточком, и надеть нечего, и по- русски-то плохо разговаривает». Через год в дом пришла учительница. Стала Екатерину уговаривать: «Пойдешь в школу, научишься читать, писать, рисовать. С ребятами подружишься». В школу девочка, конечно, идти хотела В классах учеников было много. По трое, по четверо сидели за одной партой. Екатерина хорошо помнит свой первый школьный день. «Первое задание было нарисовать, что кто хочет. Выдали нам по листку бумаги и карандаш. А я, наверное, в руки этот карандаш первый раз взяла. Семья-то у нас такая была, на оленях да на лодках, что у нас письменный стол, что ли, был. Обеденный стол на все про все. Я не помню, что там нарисовала, вежу или еще что из своего, хорошо знакомого. Вот такое первое задание было. Так и пошла учиться. Страсть к учебе была огромной. К пятому классу увлеклась чтением книг. Электричества в поселке не было. Керосин экономили. Мама наставляла - только не читай. Керосина мало, фитиль высохнет, вечером кушать при лучине придется. Все лягут спать, я лампу заслоню и читаю. Мама на следующий день скажет: опять читала, фитиль сухой. Другой раз придет с работы, а домашние дела не сделаны. Я учу уроки. Мама говорит: «Сидит, пишет, как будто от ее перышка буду кусок хлеба иметь». Потом все смеялись, пока мама была жива, мы помогали. Вот и от перышка помощь. Да ладно, - махнет мама рукой, - глупость сказала, а ты помнишь». В то время бесплатным школьным образованием была семилетка. Училась Екатерина старательно, и ей предложили продолжить учебу в Ленинграде в Институте Народов Севера. Дома состоялся большой совет. На мамины трудодни продолжить платно школьное образование в Ловозере было нереально. В Институт же брали на полное обеспечение, да еще при хорошей учебе платили небольшую стипендию. Мама рассуждала: «Не поедешь учиться, значит возьмешь лопату и со мной на колхозное поле. А в Россию не побоишься поехать? - забеспокоилась она, - да и денег на дорогу взять негде». Оказалось, что дорогу тоже оплачивало государство, это и стало решающим аргументом в пользу высшего образования. В школе учительница биологии объявила, что Сверлова Катя у нас поедет учиться в Ленинград, как там много нового узнает, будет в театры и в музеи ходить. «А я думаю, чего это она всем рассказывает. Одной ехать страшно. Стала подружку уговаривать и договорились ехать вместе. В общем, уговорила и маму успокоила, не одна, а с Валей учиться поеду». 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz