Мечкина, Е. И. Фольклорные традиции в культуре саамской семьи / Мечкина Е. И. ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2010. - 54 с. : ил., портр.

было всего 52 года. Поводом для ареста послужил несчастный случай на производстве. У него погибла корова, увязла в болоте, за это забрали 4 оленя. А потом... пропали все личные олени отца: «Волки олешек съели, двуногие, конечно». Архипов из заключения не вернулся. Исследователи прошлого, почти до середины XIX века, пишут о сильно развитом у саамов чувстве взаимопомощи. Однако к середине XX века саамы уже столкнулись с первой волной капиталистических преобразований в России, а затем и со строительством социализма. Так что добрые обычаи прошлого приобрели статус пережитков первобытнообщинных отношений. Николай Волков писал: «Не отрицая таких присущих народу качеств, как честность, отзывчивость и миролюбие, мы должны предостеречь от переоценки этих качеств в условиях классовой дифференциации саамского общества <...>. Саамская беднота не скоро, по-видимому, признала закономерность отношений, при которых голодный не мог взять и одного оленя из огромного стада Осталась Аграфена Макаровна одна с пятью детьми. Старшему Афанасию было 17 лет, и он добровольцем ушел на фронт. Анне было 12, и она основная помощница Екатерине 7 лет, Мариша и Володя еще совсем маленькие. Многие писатели и ученые обращали внимание на относительно благоприятное общественно­ правовое состояние саамской женщины. Николай Волков писал: «Прежде всего, не было исторических предпосылок к принижению женщины. Саамы не знали наступательных воин, не обогащались за счет побежденных и не имели рабов и рабынь. С другой стороны, женщины почти наравне с мужчинами принимали участие в важнейших отраслях хозяйственной деятельности, к тому же не дававших особенного перевеса в экономическом значении мужчины» [Волков, 1996, с. 55] У сестер Сверловых есть по этому поводу свое мнение. У саамской женщины, действительно, было право трудиться, не покладая рук. Но без мужчины в семье было крайне тяжело. И труд саамского мужчины почти всегда был рядом с риском. Только близкие им женщины за свою жизнь вдовели не по одному разу. И нет исследований на тему, как жили и выживали саамские вдовы. По мнению женщин-саами, не стоит принижать экономическую и отцовскую роли мужчины в семье. богача». [Волков, 1996, с. 53 ] Домик, построенный колхозом для Аграфены Макаровны

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz