Мечкина, Е. И. Фольклорные традиции в культуре саамской семьи / Мечкина Е. И. ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2010. - 54 с. : ил., портр.

По этим местам ездили не только Архипов с семьей, но и Захаровы, родственники от второго бабушкиного брака. Сначала на острове Низком у семьи была маленькая вежа, а потом дом поставили. Бабушка жила в северной части острова, у ее семьи было 2 вежи и большой амбар, и еще 2 амбара у родни. Егор Трофимович был работящим, хозяйственным человеком. Построил просторный дом и хороший амбар. На острове было большое морошковое болото. Собирали ягоду на всю зиму. Морошка - основная ягода на саамском столе. Анна вспоминала об особом саамском блюде с этой ягодой. «Наши места были богаты кумжей. Отварят ее, разберут от костей и перемешают с морошкой. Выложат на тарелке в форме гнездышка и в середину нальют рыбьего масла (жир пресноводных рыб). Есть надо было аккуратно, строго по очереди, так, чтобы гнездышко не нарушить. Перемешанную рыбу с ягодой обмакивали в рыбий жир. А если жир вытекал, едока наказывали, шутливо, конечно. Он пропускал свою очередь и должен был оббежать вокруг вежи несколько раз». Иванов-Дятлов в книге «Наблюдение врача на Кольском полуострове» заметил, что в состоятельных семьях ягод впрок заготовляют много, а в бедных вовсе не собирают. [Иванов-Дятлов, 1928, с. 58] Екатерина Ивановна считает, что он должен был написать: «в ленивых семьях»! Вот она ягода, под ногами. Но, как говорили в их семье, «морошка - сладкая ягода, ради нее кланяешься земле». Сбор дикоросов - это нелегкий труд. В большой семье Архиповых бездельничать не давани. К рукоделию приучали рано. Когда родители уезжали на рыбалку, Екатерина еще и в школу не ходила, а на нее оставляли младших детей Володю и Маришу да еще дополнительно работу поручали. Детей много, всех надо одеть. Все необходимое производила семья. На плечи женщин и девочек-подростков ложились работы по выделке оленьих шкур и койб. (Койбы - шкурки с конечностей оленя, они идут на изготовление традиционной обуви: тоборок, бурок, пим). Из них потом шили детские малицы и пимы, а не шли в магазин покупать шубки и сапожки. Во- первых, одежда и обувь были в дефиците, а во-вторых, на колхозные трудодни, при одной работающей маме купить все необходимое было невозможно. Иванов-Дятлов приводит очень интересные данные, полученные в Кильдинском погосте в 1928 году: «... лопарской женщине на семейство из 5 - 6 человек, помимо обычной домашней работы, необходимой для изготовления пищи, ухода за животными и уборки помещения, потребно еще 152,5 рабочих дня на выделку шкур, шитье одежды, обуви, платья, починку и проч». [Иванов-Дятлов, 1828, с. 80 ] Овец держали много, на шерсть. Ее переработкой занималась женская часть семьи. «Когда заставят шерсть чесать, а когда и прясть. Оставит мама кучу и говорит, - вот еще эту спряди. Пряди, пряди, чего бездельничать то, дети тут играются, а тебе что делать. Я пряду, пряду, пряду, мне надоест, я камелек разожгу и шерсть туда - фить, фить. Мама

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz