Матвеева, А. А. Документы Государственного архива Мурманской области как источник изучения Арктического мореплавания // История полярных библиотек : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 13-16 апреля 2009 года, г. Мурманск, г. ЗАТО Заозерск / Рос. библ. ассоц. [и др.]. – Мурманск, 2009. – С. 50-53.

нии навигаций. Сохранились и судовые журналы, и документы по приемке ледоколов «И.Сталин» в 1938 годуи «Ленин» в 1957году, чертежи судов. Пред­ ставляютинтерес и копии приказов, распоряжений наркомата морского фло­ та СССР и Главсевморпути СССР. Вэтих фондах есть очень интересные ма­ териалы: рейсовые донесения, судовые паспорта и технические характерис­ тики пароходов 1930-х годов. В фондах находятся также списки личного составанекоторыхсудов («Литке», «Седов», «Сталин», «Садко», «Сталинград», «Юкагир» идругие). Особо хочуотметить, чтомногиедокументыиз этихфон­ дов еще не изучались ни одним исследователем, с момента их поступления в архив они ни разу не выдавались из хранилища. В одном докладе, конечно, невозможно рассказать обо всех документах. Остановлюсь на том, что меня очень заинтересовало: дело с материалами одрейфе в 1937—1939годахвольдах полярного бассейна легендарного ледокола «Седов» (несколько статей, рас­ сказывающих о пятнадцати отважных моряках, и подлинные радиограммы капитана ледокола К. С. Бадигина). Документов немного, но это —свидете­ ли того исторического момента, когда наши моряки установили новый ми­ ровой рекорд —от Северного полюса их отделяло около 440 километров. Водной из статей говорится, что «основной причиной, которая заставила «Седова» дрейфовать во льдах, было повреждение руля ледокола. В навига­ цию 1938 года «Ермак» вывел из тяжелых льдов ледоколы «Садко» и «Малы­ гин», но «Седов» из-за поломки руля не мог идти своим ходом, а на буксир взять его не было никакой возможности». Более двухлет экипаж затертого во льдах ледокола боролся сАрктикой и все же победил. Вянваре 1940 годажи­ тели Кольского полуострова торжественно встретили седовцев. Вот текст од­ ной из приветственных радиограмм, посланных из Мурманска героям-моря- кам: «МОРЕЛЕДОКОЛ СЕДОВ БАДИГИНУТРОФИМОВУГОРЯЧОПРИ­ ВЕТСТВУЕМ ОКОНЧАНИЕМ ГЕРОИЧЕСКОГО ДРЕЙФА ВО ЛЬДАХ ПОЛЯРНОГО БАССЕЙНА зпт ВАШ ПОДВИГ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВООДУ­ ШЕВЛЯЕТ НАС НА НОВЫЕ ПОБЕДЫ тчк ЖДЕМ ВАС С НЕТЕРПЕНИ­ ЕМНАБОЛЬШУЮСОВЕТСКУЮЗЕМЛЮтчкПО ПОРУЧЕНИЮСОБРА­ НИЯ КОЛЛЕКТИВА СТРОЙКОНТОРЫ ФЕДОРУШКО МАКСИМОВ ПАРОХОДСТВО ТИТОВ». Прикасаясь к таким документам —ощущаешь себя почти участником тех героических событий. Нельзя не отметить и коллекцию местных периодических изданий науч­ но-справочной библиотеки архива, которые могут рассказать нам о многих значимых для истории нашего края событиях. Например, вспомним подвиг «Сибирякова», наполнивший, как тогда говорили, сердца советских людей гордостью. В 1932 годуледокол «Сибиряков» прошел из Ледовитого океана в Тихий, с запада на восток, впервые в истории мореплавания за одну навига­ цию —за 2 месяца и 4 дня. В «Полярной правде» 11 марта 1933 года этому событию была посвящена целая страница: напечатаны поздравительные те­ леграммы правительства и руководителей Мурманского округа, карта с мар­ шрутом «Сибирякова» и заметки участников навигации о событиях в пути, портреты руководителей экспедиции — капитана Владимира Ивановича Воронина, профессора Отго Юльевича Шмидта и профессора Владимира 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz