Матвеева, А. А. Документы Государственного архива Мурманской области как источник изучения Арктического мореплавания // История полярных библиотек : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 13-16 апреля 2009 года, г. Мурманск, г. ЗАТО Заозерск / Рос. библ. ассоц. [и др.]. – Мурманск, 2009. – С. 50-53.
нии навигаций. Сохранились и судовые журналы, и документы по приемке ледоколов «И.Сталин» в 1938 годуи «Ленин» в 1957году, чертежи судов. Пред ставляютинтерес и копии приказов, распоряжений наркомата морского фло та СССР и Главсевморпути СССР. Вэтих фондах есть очень интересные ма териалы: рейсовые донесения, судовые паспорта и технические характерис тики пароходов 1930-х годов. В фондах находятся также списки личного составанекоторыхсудов («Литке», «Седов», «Сталин», «Садко», «Сталинград», «Юкагир» идругие). Особо хочуотметить, чтомногиедокументыиз этихфон дов еще не изучались ни одним исследователем, с момента их поступления в архив они ни разу не выдавались из хранилища. В одном докладе, конечно, невозможно рассказать обо всех документах. Остановлюсь на том, что меня очень заинтересовало: дело с материалами одрейфе в 1937—1939годахвольдах полярного бассейна легендарного ледокола «Седов» (несколько статей, рас сказывающих о пятнадцати отважных моряках, и подлинные радиограммы капитана ледокола К. С. Бадигина). Документов немного, но это —свидете ли того исторического момента, когда наши моряки установили новый ми ровой рекорд —от Северного полюса их отделяло около 440 километров. Водной из статей говорится, что «основной причиной, которая заставила «Седова» дрейфовать во льдах, было повреждение руля ледокола. В навига цию 1938 года «Ермак» вывел из тяжелых льдов ледоколы «Садко» и «Малы гин», но «Седов» из-за поломки руля не мог идти своим ходом, а на буксир взять его не было никакой возможности». Более двухлет экипаж затертого во льдах ледокола боролся сАрктикой и все же победил. Вянваре 1940 годажи тели Кольского полуострова торжественно встретили седовцев. Вот текст од ной из приветственных радиограмм, посланных из Мурманска героям-моря- кам: «МОРЕЛЕДОКОЛ СЕДОВ БАДИГИНУТРОФИМОВУГОРЯЧОПРИ ВЕТСТВУЕМ ОКОНЧАНИЕМ ГЕРОИЧЕСКОГО ДРЕЙФА ВО ЛЬДАХ ПОЛЯРНОГО БАССЕЙНА зпт ВАШ ПОДВИГ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВООДУ ШЕВЛЯЕТ НАС НА НОВЫЕ ПОБЕДЫ тчк ЖДЕМ ВАС С НЕТЕРПЕНИ ЕМНАБОЛЬШУЮСОВЕТСКУЮЗЕМЛЮтчкПО ПОРУЧЕНИЮСОБРА НИЯ КОЛЛЕКТИВА СТРОЙКОНТОРЫ ФЕДОРУШКО МАКСИМОВ ПАРОХОДСТВО ТИТОВ». Прикасаясь к таким документам —ощущаешь себя почти участником тех героических событий. Нельзя не отметить и коллекцию местных периодических изданий науч но-справочной библиотеки архива, которые могут рассказать нам о многих значимых для истории нашего края событиях. Например, вспомним подвиг «Сибирякова», наполнивший, как тогда говорили, сердца советских людей гордостью. В 1932 годуледокол «Сибиряков» прошел из Ледовитого океана в Тихий, с запада на восток, впервые в истории мореплавания за одну навига цию —за 2 месяца и 4 дня. В «Полярной правде» 11 марта 1933 года этому событию была посвящена целая страница: напечатаны поздравительные те леграммы правительства и руководителей Мурманского округа, карта с мар шрутом «Сибирякова» и заметки участников навигации о событиях в пути, портреты руководителей экспедиции — капитана Владимира Ивановича Воронина, профессора Отго Юльевича Шмидта и профессора Владимира 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz