Матвеева, А. А. Работа исследователей в читальном зале Государственного архива Мурманской области // Ушаковские чтения : материалы I научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И. Ф. Ушакова, 2-3 марта 2004 г. / Мурм. гос. пед. ун-т [и др]. - Мурманск, 2004. – С. 220-226.

сведений), от степени использования данных материалов в работах пред­ шественников и т.д. Несмотря на это, существуют общие методы работы над архивными материалами, и рациональное использование их в зна­ чительной степени обеспечивает успех исследования. Я остановлюсь лишь на наиболее важных из этих методов и приемов. Всякое историческое исследование начинается с изучения лите­ ратуры вопроса, при этом необходимо обращать особое внимание на ссылки и архивные источники. Изучение литературы, в которой исполь­ зованы архивные материалы, не только подводит исследователя к источ­ никам, но и предотвращает повторные «открытия» документов уже вве­ денных в научный оборот, а также знакомит его с выводами, сделанными его предшественниками на основании данных или близких по содержа­ нию документов. С этими выводами исследователь в своей дальнейшей работе может согласиться или опровергнуть их. Большую помощь в поисках документальных источников ока­ зывает исследователю знание истории государственных и иных учреж­ дений, организаций и предприятий, это поможет определить круг ос­ новных архивных фондов, в составе которых надлежит проводить изыскания. Конкретные сведения о составе архивных фондов можно получить из путеводителей по архивам, о которых я уже говорила. Затем начинаются непосредственно поиски документальных материалов в ар­ хиве. Эта задача решается при помощи системы научно-справочного аппарата, о котором я уже рассказала достаточно подробно. При работе с описями важно наметить последовательность их просмотра, начиная с фондов, наиболее значимых для исследуемой темы. Это позволит обна­ ружить основные документы уже на начальной стадии работы и, опира­ ясь на содержащиеся в них фактические сведения (события, учрежде­ ния, имена и т.д.), определить дальнейшие пути поисков необходимых источников. В процессе просмотра справочных материалов необходи­ мо выписывать поисковые данные единиц хранения (дел), ознакомление с которыми представляется целесообразным. Просмотр дел следует на­ чинать с наиболее важных для изучаемой темы. Выявленные докумен­ ты рекомендуется первоначально «брать на заметку», и только после того как станет ясным, какие из них представляют основной интерес, начинать делать выписки или копии. Самым правильным является выяв­ ление документов с известным «запасом», так как это дает возможность произвести из всех выявленных документов отбор наиболее полноцен­ ных с источниковедческой точки зрения и соответствующих теме и цели исследования, а также предохраняет исследователя от повторных поис­ ков отдельных документов, что сопряжено с большими потерями вре­ 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz