Матвеева, А. А. Работа железнодорожного транспорта в Мурманской области в годы Великой Отечественной войны // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др]. – Мурманск, 2005. – С. 77-84.

А. А. Матвеева РАБОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Читая документы военных лет, каждый раз убеждаешься, что сама жизнь в прифронтовых районах была подвигом, а работа на железнодо­ рожном транспорте, от которого зависела и эвакуация предприятий и населения, и доставка снабжения на фронт и на Северный флот, и транс­ портировка грузов Северных конвоев вглубь страны (на Большую зем­ лю, как говорили в годы войны), превратилась для железнодорожников Мурмана в каждодневный подвиг, испытание на прочность. Огромна была роль Кировской магистрали в транспортном обеспечении и для нашей области, и для всей страны, ведь Кольский полуостров имел боль­ шое стратегическое значение как приграничный район, база Северного флота, незамерзающий порт. Железные дороги недаром называют кровеносными сосудами стра­ ны: ежегодно по стальным магистралям перевозятся миллиарды тонн народнохозяйственных грузов и огромное количество пассажиров. И нет в стране сколь-нибудь значительной стройки, нет предприятия, отрасли народного хозяйства, работа которых не зависит от железных дорог. Поэтому и гитлеровское командование уделяло большое внимание пу­ тям сообщения СССР, в особенности железным дорогам. В плане «Бар­ баросса» указывалось: «Русские железные дороги и пути сообщения, в зависимости от значения для операции, должны перерезаться или выво­ диться из строя»1. Этот пункт плана старательно выполнялся. Обратимся к документам Государственного архива Мурманской об­ ласти: газетам военной поры горкомов, обкома ВКП(б), и особенно Транспортного отдела обкома, который осуществлял партийное руко­ водство и контроль над 5 и 6 отделениями Кировской железной дороги; Мурманским Морским портом; Морским Пароходством; автогужевым транспортом; шоссейными и грунтовыми дорогами; судоремонтным за­ водом; судоверфью; управлением связи. На начало войны железнодорожный транспорт Мурманской облас­ ти имел протяженность железнодорожных путей 677 км и проходил по территории 4 районов: Кольского, Кировского, Мончегорского и Канда­ лакшского. Всего в области насчитывалось 50 станций, постов и разъез­ дов, в том числе крупные железнодорожные станции: Мурманск, Канда­ лакша, Имандра, Кировск и Оленья. 1Магистраль имени Октября. - М.: Транспорт, 1990. - С. 142. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz