Матвеева, А. А. Работа железнодорожного транспорта в Мурманской области в годы Великой Отечественной войны // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др]. – Мурманск, 2005. – С. 77-84.

ботано и засеяно 97 га картофелем, капустой и другими культурами. Кроме того, развернуто индивидуальное и коллективное огородничество. В 1944 г. под огороды железнодорожниками было занято 127 га, причем количество огородников и площадь в этом году, по сравнению с про­ шлым, увеличились более чем в 2 раза. Однако вследствие неудовлетво­ рительной обработки земли и несоблюдения правил агротехники, а так­ же из-за плохих климатических условий этого года урожай был крайне низкий. Отдельные предприятия (Кандалакшский вагонный участок, Мурманское электродепо) не собрали даже семян. Рыболовецкими бригадами при ОРСах и хозяйственных единицах железнодорожного транспорта выловлено за 1943-1944 гг. 40 т рыбы, охотницкими бригадами забито лосей на мясо 5 тонн; получено мяса от забоя свиней в подсобных хозяйствах ОРСов 3 тонны. В порту выловле­ но рыбы 57 тонн, получено молока от собственных коров 9 660 литров. Для ремонта обуви и одежды при ОРСах и производственных пред­ приятиях транспорта имеется 12 сапожных и 5 портновских мастерских. Указанные мастерские совершенно не обеспечиваются в централизован­ ном порядке починочным материалом, работают исключительно на внут­ ренних ресурсах: старые резиновые рукава, автопокрышки и т.д., - что не обеспечивает высокого качества ремонта1. Из документов видно, что в 1944 г. работа Кировской магистрали постепенно перестраивалась с военных на мирные рельсы. Великая Оте­ чественная война в Заполярье имела как бы 2 финала: в масштабах об­ ласти и общегосударственный. Завершение войны, мирная жизнь носи­ ли локальный характер. Заполярье освобождено, но война еще не закон­ чена: страна живет по законам военного времени, воюют на фронтах мурманчане, железная дорога продолжает перевозить военную продук­ цию, стратегически важное сырье, идут через Мурманск грузы союзных караванов. Отгремели праздничные победные салюты, а железнодорожники так и не получили передышки: в документах 1945 г. речь идет уже не только о строительно-восстановительных работах (строительство нового вок­ зала в Мурманске, восстановление и строительство жилого фонда), но и о развитии железнодорожных узлов Мурманской области (электрифи­ кация очередных участков железной дороги, строительство новых ве­ ток, улучшение снабжения железнодорожников)2. Пятилетний план (1946-1950 гг.) восстановления и развития желез­ нодорожного транспорта в Мурманской области ставит новые гранди­ озные задачи. Для освоения огромных богатств Мурманской области 1ГАМО. - Ф. П-1. - Оп. 2. - Д. 316. - Л. 19-21. 2 Там ж е .- Д . 4 8 6 .- Л . 1-2. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz