Матвеева, А. А. Работа железнодорожного транспорта в Мурманской области в годы Великой Отечественной войны // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др]. – Мурманск, 2005. – С. 77-84.
Рабочие вагоноремонтных колонн № 6 и № 48, работающие в вагон ном депо ст. «Мурманск», совершенно не обеспечены зимней спецодеж дой и вынуждены в условиях полярной зимы работать в летней. Очень напряженное положение с топливом для отопления парово зов. В отдельные дни эксплуатационный запас топлива доходил до не скольких десятков кубометров дров, т.е. на 0,5 суток»1. Условия жизни людей тоже были очень тяжелы, за время войны в результате налетов вражеской авиации значительная часть жилых и слу жебно-технических зданий на железной дороге области уничтожена. Только в г. Мурманске из имевшихся в 1940 г. 39 662 кв. м жилой площа ди железнодорожников разрушено и сожжено 30 ООО кв. м, или 75%. В результате свыше 450 семей остались без жилплощади. В 1942 г. в Мурманске сгорела железнодорожная поликлиника, детские ясли, клуб и ряд других культурно-бытовых и служебно-технических зданий же лезнодорожников; пострадал от бомбежки вагон-клуб «Большевик», ко торый обслуживал железнодорожников полевых станций. На участке Кандалакша - Лоухи разрушены и сожжены вокзалы, а также жилые здания на 12 станциях - людям приходилось жить в землянках, бараках. В результате указанных потерь, и главным образом жилья, железно дорожники Мурманской области оказались в исключительно тяжелом положении, которое усугублялось условиями Заполярья2. Не лучше обстояло дело и со снабжением железнодорожников про дуктами питания. В докладных «с мест» в обком ВКП(б) неоднократно ставился этот вопрос: «Совершенно неудовлетворительно поставлено отоваривание продуктовых карточек железнодорожников. Происходит это потому, что ГВУРС НКПС спускает фонды на железнодорожников Мурманской области, исходя из общесоюзных норм, тогда как поста новлением СНК СССР нормы для нашей области установлены гораздо выше. В результате железнодорожники снабжаются хуже всех других отраслей народного хозяйства области. Имеют место также такие факты, когда совершенно не выделяется фондов на прибывающие в область спецформирования НКПС (парово зоремонтные и вагоноремонтные колонны, колонны паровозов Особого резерва НКПС и т.д.). В результате ОРСы вынуждены снабжать эти фор мирования за счет фондов, выделяемых для основного контингента же лезнодорожников, что также отражается на ухудшении их питания. Для улучшения питания транспортников в дни войны при ОРСах и предприятиях созданы подсобные хозяйства. В 1944 г. в подсобных хо зяйствах 5-го и 6-го отделений Кировской железной дороги было разра 1ГАМО. - Ф . П-1. - О п . 2. - Д. 316. - Л . 8. 2 Там же. - Д. 486. - Л. 10. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz