Матвеева, А. А. Работа железнодорожного транспорта в Мурманской области в годы Великой Отечественной войны // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др]. – Мурманск, 2005. – С. 77-84.

Рабочие вагоноремонтных колонн № 6 и № 48, работающие в вагон­ ном депо ст. «Мурманск», совершенно не обеспечены зимней спецодеж­ дой и вынуждены в условиях полярной зимы работать в летней. Очень напряженное положение с топливом для отопления парово­ зов. В отдельные дни эксплуатационный запас топлива доходил до не­ скольких десятков кубометров дров, т.е. на 0,5 суток»1. Условия жизни людей тоже были очень тяжелы, за время войны в результате налетов вражеской авиации значительная часть жилых и слу­ жебно-технических зданий на железной дороге области уничтожена. Только в г. Мурманске из имевшихся в 1940 г. 39 662 кв. м жилой площа­ ди железнодорожников разрушено и сожжено 30 ООО кв. м, или 75%. В результате свыше 450 семей остались без жилплощади. В 1942 г. в Мурманске сгорела железнодорожная поликлиника, детские ясли, клуб и ряд других культурно-бытовых и служебно-технических зданий же­ лезнодорожников; пострадал от бомбежки вагон-клуб «Большевик», ко­ торый обслуживал железнодорожников полевых станций. На участке Кандалакша - Лоухи разрушены и сожжены вокзалы, а также жилые здания на 12 станциях - людям приходилось жить в землянках, бараках. В результате указанных потерь, и главным образом жилья, железно­ дорожники Мурманской области оказались в исключительно тяжелом положении, которое усугублялось условиями Заполярья2. Не лучше обстояло дело и со снабжением железнодорожников про­ дуктами питания. В докладных «с мест» в обком ВКП(б) неоднократно ставился этот вопрос: «Совершенно неудовлетворительно поставлено отоваривание продуктовых карточек железнодорожников. Происходит это потому, что ГВУРС НКПС спускает фонды на железнодорожников Мурманской области, исходя из общесоюзных норм, тогда как поста­ новлением СНК СССР нормы для нашей области установлены гораздо выше. В результате железнодорожники снабжаются хуже всех других отраслей народного хозяйства области. Имеют место также такие факты, когда совершенно не выделяется фондов на прибывающие в область спецформирования НКПС (парово­ зоремонтные и вагоноремонтные колонны, колонны паровозов Особого резерва НКПС и т.д.). В результате ОРСы вынуждены снабжать эти фор­ мирования за счет фондов, выделяемых для основного контингента же­ лезнодорожников, что также отражается на ухудшении их питания. Для улучшения питания транспортников в дни войны при ОРСах и предприятиях созданы подсобные хозяйства. В 1944 г. в подсобных хо­ зяйствах 5-го и 6-го отделений Кировской железной дороги было разра­ 1ГАМО. - Ф . П-1. - О п . 2. - Д. 316. - Л . 8. 2 Там же. - Д. 486. - Л. 10. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz