Матвеева, А. А. Работа железнодорожного транспорта в Мурманской области в годы Великой Отечественной войны // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др]. – Мурманск, 2005. – С. 77-84.
станок и заменила токаря, призванного в ряды Красной Армии (она вы полняет нормы на 217%)'. Все локомотивы должны были время от времени ремонтироваться, но железнодорожники отказались даже от посылки локомотивов за пре делы своей дороги, как это было до войны, чтобы не допустить сбоя в доставке грузов. В депо «Кандалакша», например, комплексная бригада Г.И. Орлова выполняла заводской ремонт паровозов своими силами. Наркомат путей сообщения присудил этой бригаде звание «Лучшая ком плексная бригада сети железных дорог». Их примеру последовали и ре монтники других паровозных депо. Кандалакшские ремонтники даже стали сами производить заготовки для запасных частей, смонтировав шахтные печи-вагранки, наладили отливку чугунных и медных деталей. В Мурманском вагонном депо в годы войны 80% запчастей приходи лось изготавливать на месте. С января 1942 г. в Мурманск начали приходить караваны судов со юзных стран с грузами ленд-лиза, жизненно необходимого нашей стра не (танки, самолеты, автомобили, продовольствие). «Мурманский Тор говый порт и северный участок Кировской железной дороги в период Отечественной войны выполняли общую задачу по быстрейшей достав ке грузов, прибывающих из союзных стран, вглубь страны. С этой зада чей коллективы портовиков и железнодорожников успешно справились, мобилизовав рабочих, ИТР и служащих транспорта на самоотвержен ный труд по разгрузке караванов и доставке грузов в прифронтовых ус ловиях... В дни Отечественной войны в связи с импортными и воински ми перевозками резко увеличилась работа Мурманского отделения и главным образом станции Мурманск. Это видно из следующих показа телей: в 1944 г. среднесуточная погрузка на Мурманском отделении выросла по сравнению с 1940 г. со 131 до 257 вагонов», - читаем в док ладной записке Обкома ВКП(б) 1944 г.2. В документах отмечается, что, несмотря на объективные трудности, все предприятия железнодорожного транспорта Мурманской области вступили в зиму 1944/1945 гг. подготовленными (Заполярье освобожде но от фашистов, но Великая Отечественная еще продолжается). Что же это были за «объективные трудности»? Каких усилий стоило это лю дям? Обратимся к отчету о работе транспортных предприятий Мурман ской области за 1944 г.: «Необходимо отметить крайне плохое обеспече ние рабочих железнодорожников Мурманской области зимней спецо деждой. Свыше 30% рабочих 5-го и 6-го отделений (составителей, сцепщиков, стрелочников и др.) не имеют зимней теплой одежды. 1ГАМО. - Ф. П - І .- О п . 2 . - Д . 3 1 6 .- Л . 12. 2 Там же. - On. 1. - Д. 487. - Л. 37. 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz