Матвеева, А. А. Работа железнодорожного транспорта в Мурманской области в годы Великой Отечественной войны // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др]. – Мурманск, 2005. – С. 77-84.
Несмотря на постоянные налеты вражеской авиации, забрасывав шей железную дорогу тысячами бомб и снарядов, нехватку квалифици рованных кадров (многие железнодорожники ушли на фронт), оборудо вания и материалов, движение поездов не останавливалось, связь с Боль шой землей не прерывалась. Для восстановления разрушений от вражеских бомбардировок уже в июле 1941 г. были созданы специаль ные восстановительные подразделения (поезда, участки восстановитель ных работ и т.д.), 4 го позволило сконцентрировать средства для восста новления, четко были организованы восстановительные работы, желез нодорожники работали самоотверженно и мужественно, не жалея ни сил, ни жизни. В каждой газете военных лет можно найти заметки о трудовых по бедах и подвигах железнодорожников. А в документах обкома ВКП(б) отложились телеграммы с разных участков дороги о количестве сбро шенных бомб, повреждениях, человеческих жертвах, проявлениях му жества железнодорожников по спасению поездов, ценных грузов; об организации немедленных восстановительных работ, обеспечении бес перебойных перевозок, несмотря на частые налеты. Приведу только не сколько примеров героического труда железнодорожников. В июне 1943 г. на поезд, сопровождаемый гл. кондуктором Салимо вым, налетели вражеские бомбардировщики. Тов. Салимова ранило, поезд загорелся. Будучи раненым, тов. Салимов принял меры к ликви дации пожара, и ценный груз был спасен. В апреле 1944 г. на поезд, ведомый машинистом Радугиным, напали вражеские самолеты. Радугин был тяжело ранен, кочегар и помощник убиты, состав загорелся. Прибывший на помощь машинист Ивченко с риском для жизни выбросил из поезда горящий вагон, исправил воз душную магистраль и, несмотря на повторные налеты, вывел поезд из опасной зоны. При второй поездке тов. Ивченко снова подвергся об стрелу вражеской авиации. Не покидая своего поста, принял меры к ту шению возникшего в поезде пожара. Поезд был спасен, но при этом Ивченко погиб смертью храбрых. На всех мурманских предприятиях, в том числе и транспортных, на место ушедших на фронт специалистов пришли женщины и подростки, например на предприятиях 5-го и 6-го отделений Кировской железной дороги состав работающих только за первые 2 года войны обновился на 2 589 чел. О том, как овладевают профессиями молодые кадры, в справ ке Обкома ВКП(б) о работе транспортных предприятий в годы войны приведены такие примеры: пришедший со школьной скамьи в электро депо «Кандалакша» Анатолий Строганов быстро освоил специальность слесаря и выполняет по 3 -4 дневные нормы; 16-летний токарь вагоно ремонтного пункта ст. Кандалакша Екатерина Назарова быстро изучила 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz