Матвеева, А. А. Работа железнодорожного транспорта в Мурманской области в годы Великой Отечественной войны // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др]. – Мурманск, 2005. – С. 77-84.

Несмотря на постоянные налеты вражеской авиации, забрасывав­ шей железную дорогу тысячами бомб и снарядов, нехватку квалифици­ рованных кадров (многие железнодорожники ушли на фронт), оборудо­ вания и материалов, движение поездов не останавливалось, связь с Боль­ шой землей не прерывалась. Для восстановления разрушений от вражеских бомбардировок уже в июле 1941 г. были созданы специаль­ ные восстановительные подразделения (поезда, участки восстановитель­ ных работ и т.д.), 4 го позволило сконцентрировать средства для восста­ новления, четко были организованы восстановительные работы, желез­ нодорожники работали самоотверженно и мужественно, не жалея ни сил, ни жизни. В каждой газете военных лет можно найти заметки о трудовых по­ бедах и подвигах железнодорожников. А в документах обкома ВКП(б) отложились телеграммы с разных участков дороги о количестве сбро­ шенных бомб, повреждениях, человеческих жертвах, проявлениях му­ жества железнодорожников по спасению поездов, ценных грузов; об организации немедленных восстановительных работ, обеспечении бес­ перебойных перевозок, несмотря на частые налеты. Приведу только не­ сколько примеров героического труда железнодорожников. В июне 1943 г. на поезд, сопровождаемый гл. кондуктором Салимо­ вым, налетели вражеские бомбардировщики. Тов. Салимова ранило, поезд загорелся. Будучи раненым, тов. Салимов принял меры к ликви­ дации пожара, и ценный груз был спасен. В апреле 1944 г. на поезд, ведомый машинистом Радугиным, напали вражеские самолеты. Радугин был тяжело ранен, кочегар и помощник убиты, состав загорелся. Прибывший на помощь машинист Ивченко с риском для жизни выбросил из поезда горящий вагон, исправил воз­ душную магистраль и, несмотря на повторные налеты, вывел поезд из опасной зоны. При второй поездке тов. Ивченко снова подвергся об­ стрелу вражеской авиации. Не покидая своего поста, принял меры к ту­ шению возникшего в поезде пожара. Поезд был спасен, но при этом Ивченко погиб смертью храбрых. На всех мурманских предприятиях, в том числе и транспортных, на место ушедших на фронт специалистов пришли женщины и подростки, например на предприятиях 5-го и 6-го отделений Кировской железной дороги состав работающих только за первые 2 года войны обновился на 2 589 чел. О том, как овладевают профессиями молодые кадры, в справ­ ке Обкома ВКП(б) о работе транспортных предприятий в годы войны приведены такие примеры: пришедший со школьной скамьи в электро­ депо «Кандалакша» Анатолий Строганов быстро освоил специальность слесаря и выполняет по 3 -4 дневные нормы; 16-летний токарь вагоно­ ремонтного пункта ст. Кандалакша Екатерина Назарова быстро изучила 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz