Матвеева, А. А. Работа железнодорожного транспорта в Мурманской области в годы Великой Отечественной войны // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др]. – Мурманск, 2005. – С. 77-84.

1. Перестройка всего хозяйства Заполярья на военный лад. 2. Эвакуация с Кольского полуострова гражданского населения (де­ тей, женщин, стариков), вывоз оборудования промышленных предприя­ тий и стратегических запасов сырья. 3. Оказание необходимой помощи армии, фронту и Северному во­ енно-морскому флоту, мобилизация для этого всего необходимого. Решение этих задач в очень большой степени зависело от работы железнодорожного транспорта. С первых же дней войны Кировская же­ лезная дорога стала прифронтовой, что потребовало скорейшей пере­ стройки ее деятельности. Она началась переводом железных дорог с 24 июня 1941 г. на военный график, предусматривающий первоочеред­ ной пропуск поездов с войсками и воинскими грузами. С первых же дней войны массированным бомбардировкам и авиа­ налетам подвергся Мурманск (порт и железнодорожный узел), станции Кировской железной дороги, базы Северного флота, аэродромы. Проти­ вовоздушная оборона области была недостаточной. Благодаря мужеству железнодорожников и четкой организации работ врагу так и не удалось парализовать работу Кировской железной дороги: эвакуация людей и грузов из пределов Мурманской области была проведена достаточно быстро и организованно, о чем свидетельствует справка о количестве людей и материалов, эвакуированных из Мурманской области за июнь - октябрь 1941 г. Наименование отделений Кировской ж/д Всего вагонов Под перевозки оборудования и материалов Под перевозки людей 5-е отделение 3 640 2 314 1 326 6-е отделение 4 856 3 102 1 754 Всего 8 496 5 416 3 080 Вывезено 86 656 т материалов и оборудования. По данным исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся эвакуировано 114 738 ч еловек ...1 Таким образом, было эвакуировано почти 40% населения области, с территории Мурмана только с грузами ушло 135 поездов, глав­ ный поток грузов шел через Мурманск (1 454 вагона), ст. Оленья (1 560 вагонов) и Кандалакшу (1 302 вагона). ' ГАМО. - Ф. П -1. - Оп. 2. - Д. 426. - Л. 55, 56. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz