Матвеева, А. А. Работа железнодорожного транспорта в Мурманской области в годы Великой Отечественной войны // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др]. – Мурманск, 2005. – С. 77-84.
Станция «Мурманск» являлась одной из решающих станций на Ки ровской железной дороге, обеспечивающей переработку импортно-экс- портных грузов, идущих через Мурманский морской порт. На Мурман ском железнодорожном узле имелись электровозное и вагонное депо; на Кандалакшском узле - паровозное и электродепо, вагоноремонтный пункт1. Оглянемся назад, чтобы понять, какой вошла Кировская магистраль в Великую Отечественную войну, и тогда можно будет реально оценить проблемы и трудности военных дней, невероятные усилия железнодо рожников, их преодолевших и даже добившихся лучших показателей, чем в мирное время. Надо отметить, что перед войной Мурманская ма гистраль переживала очередной этап строительства и реконструкции, связанный с бурным развитием нашего региона. СНК в сентябре 1933 г. принял постановление об ускорении электрификации участка Мурманск - Кандалакша, и уже 7 ноября 1934 г. открылась первая очередь электри фицированного участка дороги Кандалакша - Апатиты, по нему пошли мощные магистральные электровозы на электротяге. В 1938 г. электро поезда пошли на участке Апатиты - Мурманск и по ветке Апатиты - Кировск. Одновременно с электрификацией грузонапряженных участ ков велись работы по усилению мощности пути, улучшению его профи ля, развитию станций. В 1940 г. Кировская магистраль по грузонапря женности и паровозоспособности заняла одно из первых мест среди дорог страны. Техническая реконструкция предъявляла новые, повышен ные требования к кадрам железнодорожников, росла потребность в ра бочих высокой квалификации. Их недостаток ощущался очень остро. Основной формой подготовки кадров стали школы фабрично-заводско го обучения (ФЗУ), курсы техминимума, бригадное ученичество. Паро- возники-эксплуатационники и работники ремонтных цехов осваивали новую технику, развивалась материально-техническая база железной дороги. Налаживался и быт железнодорожников: строились жилые дома; радиофицировались общежития и квартиры; строились клубы; в веде ние железных дорог были переданы школы, в которых обучались дети железнодорожников, детские сады и ясли, поликлиники; организовыва лось снабжение станций и путейских околотков продовольственными и промышленными товарами; развивалось коллективное и индивидуаль ное огородничество. ДСО железнодорожников «Локомотив» создавало на станциях физкультурные команды по основным массовым видам спорта2. Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война постави ла перед жителями области 3 главные задачи: 1 ГАМО. - Ф. П -І. - On. 2. - Д. 316. - Л. 1, 2. 3Там же. - On. 1. - Д. 462. —Л. 55. 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz