Матвеева, А. А. История Кольских саамов в документах Государственного архива Мурманской области // Библиотека как социальный институт сохранения и устойчивого развития культур и культурного самовыражения коренных народов Севера : международная научно-практическая конференция, 20-23 ноября 2012 г. / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Мурманск, 2013. – С. 82-93.

более чем достаточный. План намечается разработать к 1—15 апреля с. г., поставить его на утверждение окружного исполкома и, в окончательном виде, представить в Центральный Комитет Севера с ходатайством об осуществлении намеченных мероприятий».39 По этому небольшому отчету о проделанной работе можно судить о глубоком научном подходе ко всем вопросам, стоящим перед Комитетом, а не только о советской политической конъюнктуре. Позволю себе остановиться еще на одном очень интересном и содержательном документе - статье В.К. Алымова «О лопарской женщине», на которой рукой автора сделана помета «В сокращенном виде послано в журнал «Коммунистка». 6 декабря 1929. А[лымов] Процитирую выдержки из статьи, характеризующие условия жизни саамов в 1920-е годы: «За полярным кругом в Мурманском округе обитает малочисленная древняя народность - лопари. Всего их в настоящее время около 1750 человек. Это только часть лопарского племени, большая часть их живет за пределами СССР - в Норвегии 21000 человек, в Швеции - 8000 человек и в Финляндии - 2000. Вот и все их число на земном шаре. Лопари, живущие в Мурманском округе, за небольшим исключением, ведут полукочевой образ жизни и занимаются оленеводством, рыболовством, охотой, в некоторых местах - промыслом морского зверя (тюленя и нерпы) и работами с оленями на перевозках грузов... Для характеристики существующих культурно- бытовых условий жизни лопарской женщины необходимо сказать несколько слов о жилищных и санитарных условиях жизни лопарей вообще. Жилища лопарей состоят из постоянных домиков, веж и переносных жилищ. Постоянные домики находятся 39 ГАМО. Ф. Р-169. Оп.1. Д. 2. Л. 124-125. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz