Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
Раздел первый. СЫН ПОМОРЬЯ было бы ту могилу: травой бы заросла, с землёй сравнялась. Если бы не Маслов. ...Каждый лист с фамилиями делался в нашей типографии в десяти экзем плярах. Хотя листы под стеклом и на зиму закрывались специальным матери алом, всё равно подходил бы к концу срок их использования, поэтому Вита лий Семёнович и предусмотрел запасные экземпляры. Через некоторое время в Доме появилась объемистая книга «Ваш род». В ней Маслов и его помощники, дети и взрослые, представили сёмжинские роды. Свои корни сёмжане могли проследить до седьмого-девятого колена... Приезжая в Сёмжу, видел я в Доме памяти и картотеку книг о сёмжинских местах (там имена авторов — Лепёхина, Шренка, Шереметева, Максимова, Случевского, Гемп), и альбом с газетными публикациями о сёмжанах. При бавлялось в Доме фотографий в скромных деревянных рамочках рядом с фа милиями солдат, их матерей и вдов. Приведу отрывок из интервью, которое Виталий Семёнович дал в 1989 году газете «Книжное обозрение»184: «...каждый ребенок, откуда бы ни при ехал, найдет себя в Доме памяти — крайним листочком на многоветвистом родовом древе... Не потому ли и тянутся так на лето в Сёмжу, в Дом памяти именно дети. Уверен, что из этих ребят перекати-поле уже не сделаешь... А в восемьдесят седьмом году они клуб небольшой построили. Сами. Ниоткуда ни копейки. Более того, прошлым- летом насобирали и послали в Мезень на продажу морошки несколько ведер. И не только, чтобы гвоздей для клуба купить, но и на памятник Тёркину185, и на реставрацию церкви в Кимже186. А ведь годков-то ребятишкам и девчонкам —всего лишь от шести до четырнад цати. А кроме того, и в Доме памяти именно они —архангельские, московс кие, ленинградские, мурманские —и подметут, и помоют»... Дом памяти, которому уже двадцать один год, и сейчас, в общем-то, в порядке. Но вот икону летом 2005 года кто-то унёс. Унести просто —Дом никогда не закрывается. Так Масловым задумано: чтобы любой мог войти. Заходят всякие... Дом памяти являлся смысловым центром будущей Сёмжи. И уже на обла стном уровне находил Маслов поддержку: в ноябре 1990 года президиум об ластного Совета народных депутатов «в связи с возрождением деревни Сём жа» восстановил её в учетных данных области. Через 22 года после исключе ния из этих данных... Но и редких масловских энергии и настойчивости не хватило для того, чтобы в деревню приехали сёмжане и стали жить здесь не только летом, а постоянно. Слава Богу, можно бы и камбалу, навагу, селёдку, сёмгу ловить, заниматься животноводством... Однако до конца его дней не покидала Маслова вера в лучшее будущее родного гнезда. В конце восьмидесятых он говорил: «Я уже провижу её». Это о Сёмже. Но с того времени колесо реформ так проехалось по Северу и по всей стране, что мне думалось невозможным говорить о нормальной жизни Сёмжи. А Виталий Семёнович стоял на своем: «По-прежнему провидится моя деревня. В той же мере, в какой провидится будущее России. С той поправ кой, что малая родина для каждого из нас —не просто кусочек Отечества, а его сердцевина». Вера в хорошее будущее не покидала Маслова. При этом он не ладил с власть имущими. Впрочем, он не ладил, вовсе не будучи антисоветчиком, и 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz