Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА * * * Да вынимала да петербургское сукно, Да я кроила да всё прикраивала Ай да ко кафтану, да приговаривала: «Ай да уж ты будь, кафтан, не долог, не широк, Ах да по подолику раструбистый, Да по середке да пережимистый, Да по плечикам будь охватистый, Да молоду князю прилюбистый... Да чтоб легохонько ему да на конюшке сидеть, Да хоробренько на коничке скакать. (Из мезенской песни) Отчего так необоримо движение к живому слову, откуда в человеке живёт неискоренимая страсть к украшательству речи? Нет бы стремиться к просто­ те, достичь той краткости, когда, казалось бы, хватает одного коренного слова, чтобы выразить чувство. Некоторые критики и призывают к этой краткости, видя в ней будущее. Но украшение жизни вообще свойство человека, он не хочет прозябать в скудости чувств: его земляная натура, его биологические привычки продле­ ния рода постоянно натыкаются на препятствия духа, живой его души, не- умираемой и бунтующей. И не случайно ведь «косьё в землю, а душа в небе­ са». Извечный конфликт, противоборство красоты и пользы, но именно зем­ ляной мужик достиг гармонии, высшего равновесия, найдя пользу красоты и красоту пользы. Он не сыскал Закона Правды, домогаясь и размышляя над ними, но он отыскал пользу, бытовую обязательность, полезность, необходи­ мость красоты. И не случайно русский крестьянин украшал быт: если вален­ ки —то расписные, рукавицы вывяжет орнаментом, дугу и возок украсит цве­ тами, по прялке пустит резьбу, под потолок повесит щепную птицу феникс, чтобы плыла она от токов воздуха; печь вымостит изразцами; козули и пече­ нье, глиняная игрушка и тканье, кружева и пряничные доски, финифть и скань, резьба по кости и замысловатая деревянная игрушка, избяные полотенца и коньки —всяческое узорочье окружало крестьянина как необходимость души. Человек творил красоту по сердечному желанию, он дышал ею, как воздухом. Отсюда и нежелание его говорить в простоте, постоянное украшение, украша­ тельство речи, отсюда и возгласы «о красно украшенный, о предивный, пре- чудный язык», отсюда в такой цене баюнки и сказочники, отсюда в такой чести мастерица красно сказать и жалостно выпеть, отсюда такое богатство песенное и былинное. Всё оно изошло из сердечной жажды испить из родника. Я знавал женщин, которые говорили лишь присловьями, нимало не понуждая себя, не насилуя. «Красно украшенное слово» —это сердечный праздник. Сам народ добивается в своей речи той «эссенциозности», за которую ху­ лит критика, сам народ бежит от словесной простоты, видя в ней тайную проказу, душевную погибель, ту немоту, когда победу торжествует самое низкое, казарменное, нищее слово. Народные плачи, былины и свадебные песни —это ярчайшая вершина крестьянской культуры, исполненная на высочайшей кон­ центрации образа, метафоры. Крестьянская песня —этот молитвенный при- чёт, языческий поклон-просьба к матери-природе, особенно исписаны ярким 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz