Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА против меры решится выступить лишь самый нахрапистый иль склонный к расстройству меры человек, противник природного равновесия. И не слово виновато, что нарушается порою гармония того или иного про­ изведения: оно рассыпается, не склеивается, ибо нарушена мера в соотноше­ нии образов в ткани произведения; вот также если мало добротной муки, а много коры иль мха, иль лебеды, то лепешка рассыпается, не сбирается в кучу, и ежли что и получается от подобной выпечки, то цвета темного, вкуса тош­ нотного, сути ненажористой. И Маслов всеми силами ратует за меру, боится переборщить, полагая, что непонятность текста нарушает красоту и гармонию. Но кроме всего прочего, за текстом кроется и звук, способный забрать нас в плен. «Слово о полку Игореве» — шедевр мировой литературы. Ещё не переведённое, оно стало шедевром, ибо пленило не только стремлением к украшательству, насыщен­ ной сверхуплотненной метафорикой, но и звуковым рядом, ритмикой: боль­ шое по художественности произведение против своей воли приближается к музыке и влияет на душу звуком своим не менее, чем словом. Интонация, песенная протяжность слова нас порою волнует прежде самого смысла... * * * Мы вышли на угор. Вечер был кроткий, лишь слегка потягивал полуноч­ ник. Вода в заливе морщинилась, на неё уже легла позолота увядающего вече­ ра. Во все стороны, куда хватал глаз, расстилались равнины моря, неба и тун­ дры, и там, где пересекались они, вставали таинственные, колеблющиеся ми­ ражи. И даже дальний пароход, спешащий из-за рубежа за русским лесом, казалось, не плыл по водам, но бесплотно парил в воздухе, заимев необъясни­ мую силу. —Какая сегодня заря? —спросил я Маслова. —Сегодня —чистая. Чуть-чуть залосела169. Старики, бывало, скажут: лосо море170, завтра спокойное будет. Лосо море... Ласковое? лысое? как лоск лощёное? Откуда взялась метафо­ ра, из каких образных видений? Но, видимо, эта образная характеристика моря наиболее точно совпадает с характером природы в данное время. И как случилось, что слово, которое прожило несколько веков, вдруг ушло от нас и уже нельзя вставить в строку, ибо критик сразу упрекнёт в нарочитости? И вообще, стоит ли возбуждать слова, которые обществу кажутся нарочи­ тыми, если человеческая память, слыша его, не может сразу нарисовать ответ­ ной картины? Но тогда можно за ненадобностью отбросить весь метафори­ ческий ряд: для общения хватит корневых слов. Но что любопытно: живая природа не терпит пустоты. Вымерли прекрасные виды животных, птиц и рыб, и пустеющие ниши ныне заполнили крыса, колорадский жук, площадный голубь, со злым немигающим взглядом, и рыба ратан, головастая, изощренно уродливая, своей неприхотливостью вытеснившая из болотин даже карася. И вместо метафоры, отлитой многими поколениями людей, появляется некое ир­ реальное слово-чудовище вроде «лабух» и «чувак». Отнюдь, как мы видим, ко­ личество не переходит в качество: сохраняется закон числа, закон множеств. И вот чтобы воспрепятствовать «закону множеств», нужно сохранять всё выросшее в натуральной природе и в человеческом согласии. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz