Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
Раздел первый. СЫН ПОМОРЬЯ худо станет? случится обморок? трудно читать? Отложи, возьми другую кни гу, с понятным языком, их тыщи издаются. Так отчего это непонятное слово вызывает в твоем сердце такой бунт и ты сразу стремишься к борьбе? Да нет, чиновному человеку гневно, неприятно, что нарушен регламент, что ослуша лись, проявили волю, выбились из нормы: ретрограду смутно, что и душу чужую нельзя, оказывается, оковать, но как надо бы, ведь душа-то более всего недоступна переделке. Ну, а язык-то, быть может, и не страдает от усекновения? Эко диво, деся ток слов изъять: чего тут бунтовать, смирись, сударь, и вся недолга, никто не станет на тебя зубатиться и слать наставления. Но вот тут и зло: язык пятит ся, затаивается невидимо, как земля отчуждается эрозией. Там метр, там метр, балка, овражец, солёный полив. Взгляду будничному кажется вполне благо получной наша пашня. Ан нет, братцы, дело худо: оказывается, уже миллионы чернозема безвозвратно потеряны из-за рутинного хозяйствования, поречные поймы затоплены, и потому сноп сена, того глядишь, скоро придётся плавить морями из Аргентины. Три богатства, три кита у всякой нации в основании: народ, земля и язык. Уже тыщи слов за последний век выпали из оборота, легли в нижние пласты. И если не сражаться за каждое словцо, прошедшее через сотни лет, то через недолгое время создастся странный реформированный язык, уже мало чем напоминающий наш родовой, коренной, и мы, в нашей беде, даже и не заме тим собственных похорон, столь тайно и коварно захватит нас беда. Отчего это приходится тратить пыл на защиту очевидного, утверждать за ново давно выверенное поколениями? Но самое удивительное, что очевидное и разумное и теряются чаще всего человечеством, ибо охотников на его охра ну мало, да и как-то стыдно вставать' грудью на его укрепу... ...В одном лишь должен объясниться я: да могу ли оступиться от родимого слова? Одним болею лишь, что скуден и нищ мой язык, и непрестанно зави дую я самой невзрачной затрапезной старушонке, у которой слово слово ро дит, и без всякого надрыва и лихорадочного пота рождает она такие образы, что нам и не снились, хоть сто потов сгони, сидючи за столом. И нет в моём откровении никакой игры и жеманства. И не потому ли, что Слово отшатну лось и тускнеет вдали, таким почётом стали пользоваться всяческие словари, из которых можно почерпнуть всё, кроме таланту, любую игру народной мыс ли, выдав её —за свою... ...Нормой или мерою живёт художник? —это вопрос не праздный. Норма — это пайка, ломоть, государственная форма управления, она была условной во все времена и зависит от чина и значения личности в иерархической лестнице и лишь подчеркивает социальное неравенство. Мера —природная, эстетиче ская категория и не зависит от желания отдельной личности, правопорядка и условий, она создается тысячелетиями человеческого опыта, вернее, она изы мается из живой природы как её основная и главенствующая и принимается человеком как необходимость, помогая существовать нации и некой гармо нии. Сажень, локоть, верста, аршин, вершок и т. д. изъяты из нутра природы, как высшая целесообразность. Мера сама по себе —это сердцевина красоты, и 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz