Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

Раздел первый. СЫН ПОМОРЬЯ худо станет? случится обморок? трудно читать? Отложи, возьми другую кни­ гу, с понятным языком, их тыщи издаются. Так отчего это непонятное слово вызывает в твоем сердце такой бунт и ты сразу стремишься к борьбе? Да нет, чиновному человеку гневно, неприятно, что нарушен регламент, что ослуша­ лись, проявили волю, выбились из нормы: ретрограду смутно, что и душу чужую нельзя, оказывается, оковать, но как надо бы, ведь душа-то более всего недоступна переделке. Ну, а язык-то, быть может, и не страдает от усекновения? Эко диво, деся­ ток слов изъять: чего тут бунтовать, смирись, сударь, и вся недолга, никто не станет на тебя зубатиться и слать наставления. Но вот тут и зло: язык пятит­ ся, затаивается невидимо, как земля отчуждается эрозией. Там метр, там метр, балка, овражец, солёный полив. Взгляду будничному кажется вполне благо­ получной наша пашня. Ан нет, братцы, дело худо: оказывается, уже миллионы чернозема безвозвратно потеряны из-за рутинного хозяйствования, поречные поймы затоплены, и потому сноп сена, того глядишь, скоро придётся плавить морями из Аргентины. Три богатства, три кита у всякой нации в основании: народ, земля и язык. Уже тыщи слов за последний век выпали из оборота, легли в нижние пласты. И если не сражаться за каждое словцо, прошедшее через сотни лет, то через недолгое время создастся странный реформированный язык, уже мало чем напоминающий наш родовой, коренной, и мы, в нашей беде, даже и не заме­ тим собственных похорон, столь тайно и коварно захватит нас беда. Отчего это приходится тратить пыл на защиту очевидного, утверждать за­ ново давно выверенное поколениями? Но самое удивительное, что очевидное и разумное и теряются чаще всего человечеством, ибо охотников на его охра­ ну мало, да и как-то стыдно вставать' грудью на его укрепу... ...В одном лишь должен объясниться я: да могу ли оступиться от родимого слова? Одним болею лишь, что скуден и нищ мой язык, и непрестанно зави­ дую я самой невзрачной затрапезной старушонке, у которой слово слово ро­ дит, и без всякого надрыва и лихорадочного пота рождает она такие образы, что нам и не снились, хоть сто потов сгони, сидючи за столом. И нет в моём откровении никакой игры и жеманства. И не потому ли, что Слово отшатну­ лось и тускнеет вдали, таким почётом стали пользоваться всяческие словари, из которых можно почерпнуть всё, кроме таланту, любую игру народной мыс­ ли, выдав её —за свою... ...Нормой или мерою живёт художник? —это вопрос не праздный. Норма — это пайка, ломоть, государственная форма управления, она была условной во все времена и зависит от чина и значения личности в иерархической лестнице и лишь подчеркивает социальное неравенство. Мера —природная, эстетиче­ ская категория и не зависит от желания отдельной личности, правопорядка и условий, она создается тысячелетиями человеческого опыта, вернее, она изы­ мается из живой природы как её основная и главенствующая и принимается человеком как необходимость, помогая существовать нации и некой гармо­ нии. Сажень, локоть, верста, аршин, вершок и т. д. изъяты из нутра природы, как высшая целесообразность. Мера сама по себе —это сердцевина красоты, и 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz