Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
Раздел первый. СЫН ПОМОРЬЯ свою историю, которая известна лишь тем, кто на ней запечатлен. Вот я и подумал: а может, в заключение своих заметок стоит рассказать эту историю. В городской библиотеке в тех же «рамках» праздника прошла научно-прак- тическая (так она называлась) конференция о Слове, а поскольку в ней уча ствовали почти все приехавшие на праздник гости, то по окончании заседа ния решено было на память сфотографироваться. В читальном залё библиотеки была развернута к празднику выставка ста ропечатных книг, большую часть которой составили раритеты масловского собрания. Вот на фоне этой выставки мы и начали тусоваться-группировать- ся. Кто не знает, как это обычно бывает: трое-четверо «самых смелых» стано вятся в один ряд, а к ним начинают пристраиваться и другие. Но —как при страиваться? Только влево или вправо от смельчаков —кому интересно вста вать за чью-то спину?! И лишь когда над пристраивающимися начинает нависать опасность не попасть в объектив, они волей-неволей становятся во вторые и третьи ряды. Примерно так получилось и на сей раз. Маслов несколько замешкался, разговаривая с фотографом, который уста навливал треногу под свой аппарат, и, когда подошёл к нам, уже, можно ска зать, готовым к съемке, возникла прямо-таки гоголевская немая сцена. Все по нимали, что Маслов должен быть где-то в центре снимка, но вместе с тем и понимали, что он не может сказать перворядникам: «Ну-ка, маленько раздвинь тесь, ребята!». Ребята и сами стали вроде бы раздвигаться. Но в эти именно секунды к Маслову подошли — и где только раньше они были?! — саамская поэтесса Октябрина Воронова104 с преподавателем пединститута Людмилой Тимофеевной Пантелеевой105. Ситуация чем дальше, тем больше усложнялась. И тут я, сам по себе не из самых смелых, решил, что пора её взять в свои руки. — Стоп! —властно (уж откуда что взялось?!) скомандовал я фотомастеру и выставил раскрытую ладонь перед объективом. Затем стоявшую рядом с ним работницу библиотеки уже другим, любезно-извинительным тоном по просил: «Пожалуйста, три стула!». В зале всё ещё стояла та самая, немая тишина. А когда стулья были постав лены перед первым рядом, я с прежним строгим видом усадил упиравшегося Маслова на средний, а справа и слева от него прекрасных дам: «Теперь можно снимать!». Понятное дело, пока я всем этим фотопарадом командовал, свободным ос талось лишь место в последнем ряду, оттуда, из-за могутного плеча Юрия Кузнецова106, я на том «историческом» снимке и выглядываю... Впрочем, не зря ли я поставил кавычки? Снимок-то ведь и в самом деле во всех смыслах — исторический (см. нижнее фото на стр. 282). А ещё и тем снимок хорош, что и безо всяких подписей видно, по какому знаменательному поводу эти добрые люди собрались, и даже понятно, кто тут самый главный, который их собрал... Напомню, что на транспаранте, распростертом над нашими головами, крупно написано: 1100 лет славянской письменности 1000 лет украинской, белорусской и русской литератур 800 лет Великого «Слова» Неисповедимы, ещё раз повторим, пути человеков, приходящих на эту греш ную землю. Незнаемо, никому неведомо, что им свыше начертано совершить 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz