Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

Раздел первый. СЫН ПОМОРЬЯ дежь узнает об этих усилиях, об этом подвиге, поскольку она видит всего лишь плоды этих усилий, их конечный результат? Рассказы В. Маслова —именно о подвиге народа в тяжелейшие послевоен­ ные годы, о суровом мужестве и, если так можно сказать, неисчерпаемой стой­ кости его духа. Много жизненных невзгод обрушивается на жителей Крутой Дресвы; в этой северной деревушке нет ни одного дома, где бы война не оставила своей страшной отметины: в одной семье погиб сын или муж, в сосед­ ней —и т о т и другой, в третьей ушли на фронт пять сыновей и ни один не вернулся... Неразумное, недальновидное местное руководство усугубляет и без того немалые трудности послевоенной жизни. Происходит непонимание со сто­ роны некоторых руководителей ни сути народной жизни, ни его, народа, у с т ­ ремлений. Именно в этом и заключается трагедия Марии Павловской из рас­ сказа «Свадьба». Тут следует, видимо, сказать, что автор отнюдь не занимается живопи­ санием тех трудностей, о которых идет речь, он далек о т мысли смаковать эти трудности и приковывать к ним и только к ним читательское внимание. Нет и нет! В. Маслов пишет обо всем этом с сердечной болью: ведь он не со стороны глядит на Крутую Дресву, он здесь не заезжий корреспондент, а свой человек. Он живёт думами и чаяниями северной деревни; он незримо си­ дит с дресвянами и за свадебным столом («Свадьба»), и в доме Анфисы Алек­ сеевны («Никола Поморский»), он делит с ними и самые радостные, и самые горькие минуты. Автор в своих рассказах создает как бы обобщённый образ помора-северя- нина со своим особым складом характера, со своим взглядом на жизнь и со своим самобытным языком. Обобщенный, разумеется, не в понимании абст­ рактный. Нет. Масловские дресвяне, как и все, —живые люди: каждый на осо­ бицу и лицом, и голосом, да что голосом —интонация и то у каждого своя. Но запоминаясь, каждый сам по себе, они, вместе с тем, и как бы «дополняют» друг друга. Главное же —через художественно зримый показ нелёгкой жизни северян- дресвян автор рисует нам впечатляющую картину народной жизни, показыва­ е т несгибаемую стойкость своих героев, их высокую нравственную красоту. Особенно сильными в этом отношении являются рассказы «В тундре» и «Восьминка», написанные сурово, сдержанно и оттого пронзительно. В. Маслов по-сыновьи беззаветно любит свой Север. И любовь э та —на всю жизнь. И хотя о Севере уже немало писалось и пишется по сей день, Виталий Маслов сказал своё слово. Герои его рассказов —правдивые и чистые, сильные духом люди. Знакомство с ними и нас, читателей, делает сильнее. А не для этого ли, кроме всего прочего, и пишутся книги?! Радость наша с Виталием, увы, оказалась преждевременной. Некая высо­ копоставленная дама посчитала книгу недостаточно светлой и оптимистич­ ной. Она отдавала должное тому, как проникновенно написаны рассказы, даже признавалась, что некоторые из них «читала и плакала». Однако же из этого похвального воздействия истинно художественной литературы она делала до­ вольно странный вывод: «...но не всем же плакать!». И «Крутая Дресва» кни­ гой не стала... 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz