Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА Местное начальство приезд писателя в столь дальний угол посчитало яв­ лением редкостным, едва ли не уникальным, и в просторном Доме культуры устроило многолюдный литературный вечер, в котором только ответы на воп­ росы из зала заняли больше часа. Именно этот вечер и оказался тем перекрест­ ком, о котором сказано выше, а так: то ли попал бы я на «Иней», то ли нет — в Тиксинском порту бросают якоря десятки разных кораблей. На другой день Виталий вместе со своим товарищем Иваном Жилиным пришли ко мне в гостиницу. Пришли, естественно, не с пустыми руками, а с рукописями. Знакомимся. Иван и в том, как ведёт себя, и в стихах —весь нараспашку. В разговоре за словом в карман не лезет. Вообще-то открытость — исконная черта русского характера и, наверное, скорее положительная, чем отрицатель­ ная. Но говорить он торопится, и частенько с его быстрого языка слетают слова легковесные, непродуманные, а как бы первые попавшиеся. Такая же картина и в стихах: даже при беглом прочтении их резали глаз неточность, приблизительность, а то и полное несоответствие многих слов и образов. Виталий сдержан во всем: и в слове, и даже в жесте. Речь его медлитель­ на, словно сквозь тяжелые жернова сначала проходит, прежде чем словес­ ную форму обретает. Но уж скажет —как припечатает! Если же кому-то то или другое из сказанного оспорить захотелось, что ж, он выслушает, но на твои доводы, в свою очередь, приведёт новые доказательства правоты соб­ ственной точки зрения. Среди его стихов немало было достаточно серьез­ ных по своему содержанию. Однако им не хватало той поэтической легкос­ ти, которая только и делает вроде бы обыкновенные слова — поэзией. Не лучше обстояло дело и с прозой. В прочитанных мною записях будто сол­ нечными пятнами в заповедном лесу проступали отдельные картины, пей­ зажные зарисовки, попытки постижения человеческих характеров. Но всё это было не более чем подступами, попытками выразить в слове увиденное и пережитое. По всему чувствовалось, что человеку есть что сказать, но он пока ещё не умеет, не знает, как это сделать. Перед начинающим литерато­ ром как бы простиралась длинная и отнюдь не гладкая, с многими колдоби­ нами, дорога — дорога обретения своего собственного языка, своего, лишь тебе одному присущего стиля. И по этой дороге Виталий делал ещё только первые, самые первые шаги. Разумеется, я не собирался запугивать парня великими трудностями пути, который он выбрал. Но в то же время и хвалить его пока было не за что, памятуя, что горькое лечит, а сладкое калечит. Так что будем считать, что у нас тогда, в бухте Тикси, просто состоялся серьезный мужской разговор. Не мной первым замечено: человеку свойственно мерить других своим ар­ шином, то есть вольно или невольно «прикидывать», соизмерять собствен­ ную биографию с биографией кого-то из своих знакомых. Вот и я во время разговора с Виталием не раз вспоминал, как со своими первыми, далеко не совершенными сочинениями поступил в Литературный институт и потом проходил пятилетнюю школу в семинарах Фёдора Гладкова94, Константина Паустовского95, Леонида Леонова96. Вот бы и Виталию или в нашем институте поучиться, или хотя бы разок-другой поучаствовать в семинарах молодых писателей, которые в те времена проводились у нас постоянно, систематиче­ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz