Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА вечным сном не неизвестные друг другу люди, а «дремлют... в торжественном покое» те, кто при жизни был связан сложными отношениями дружбы и враж ды, любви и ненависти. Но смерть примирила и объединила всех. От Павловской Митька пошёл на свои могилы и снова к ней вернулся... «Вот ведь как... —думал он, разглядывая громадный резной крест на сосед ней, с нижней стороны, могиле (то был поклонный —морю —крест, подмы тый штормами и по завещанию умершей старухи поставленный здесь). —Никто в деревне не враждовал сильнее, чем эти две женщины, и вот лежат они тихо мирно: одна —под могучим морским крестом, другая —меж морскими кар- басными веслами». Эта своеобразная —посмертная —социальная гармония дополняется гар монией метафизической, ибо созерцание кладбища внушает человеку ощуще ние укоренённости в бытии, в вечности и бесконечности: Но если даже заросли погосты, — Есть к ним тропа —и в мире мы не гости, И не безродны, если память есть. Тема классических традиций в художественном наследии нашего земляка неисчерпаема, как неисчерпаемо и открыто разным интерпретациям всё твор чество Виталия Маслова. Дмитрий Коржов Драка за «Крутую Дресву» С иняя тетрадь в самодельном, нетипографском переплете, пожелтевшие от времени страницы с печатным текстом и множеством правок и корректорских знаков на полях —то ручкой, то карандашом. И —рисунки, которые открыва ют и всю книгу, и каждый рассказ, что ее составили. Рисунки особенные — по-северному сдержанные, все эмоции и страсти внутри, скрыты от глаз — строгие, суровые. Как и книга, частью которой они должны были стать, — «Крутая Дресва» писателя-мурманчанина Виталия Маслова. Должны, но не стали. Та переплетенная тетрадь — всего лишь верстка, от тиск со сверстанного набора, своего рода черновик книги для корректоров и редакторов. Верстку используют в ходе предпечатной подготовки —чтобы уст ранить ошибки и неточности, выверить иллюстрации, правильно выстроить произведения с точки зрения композиции, сделать из рукописи настоящую книгу. «Крутую Дресву» Виталия Маслова приняло в работу Мурманское книжное издательство в 1973 году. Этот сборник рассказов (первоначально он назывался иначе — «На Севере»), написанных на рубеже шестидесятых-семидесятых годов, должен был стать первой книгой писателя. Помор, опытный моряк, сорока летний радист первого в мире атомного ледокола «Ленин» (радистом, началь ником радиостанции он проработал с 1962 по 1982 годы, затем ушёл на вольные хлеба), как прозаик Маслов в ту пору был известен лишь немногим специали 2 6 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz