Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

Раздел третий. «ОТЧИЗНА МАЛАЯ МОЯ, МОЯ СУДЬБА, МОЯ ПУСТЫНЯ.. Митька-Футшток убивает браконьера Типу Опарина, казалось бы, непред­ намеренно. Допрашивающий Дмитрия следователь выясняет, выстрелил бы он, если б знал, что выстрел будет смертельным (Митька убил Типу из слу­ чайно оброненного тем ружья). «Если бы я знал, что там —пуля разрывная, всё равно нажал бы», —отвечает Футшток. И за этими словами уже звучит презрение. Носитель коллективного «роевого» сознания Митька презирает Типу Опарина, который изменил деревне. Так любовь к общности связанных круговой порукой односельчан оборачивается ненавистью к человеку, порвав­ шему со своим родом. Архаичное деление людей на своих и чужих —языче­ ская, в сущности, черта. А внутренний раскол Митька и проходит по основа­ нию: язычество —христианство. Герой Маслова преодолевает этот раскол, отбывая десятилетнее наказание за убийство Типы (ещё одна параллель с героем Достоевского, нравственное возрождение которого происходит на каторге). В Шестьденьгову Щелью отси­ девший срок Футшток возвращается другим, изжившим языческую импуль­ сивность и жестокость. В романе «Проклятой памяти» Дмитрий —христианин по мироощущению. Теперь он любит людей, не разделяя их на своих и чужих. Драма в том, что таким он никому не нужен. Горя и другие парни ждали его возвращения, надеясь, что Митька что-нибудь придумает, Митька всё пе­ ревернёт. Но изменившийся Дмитрий не хочет ничего переворачивать: теперь он принимает жизнь в её данности. А Шестьденьгова Щелья продолжает жить по прежним, языческим законам. И Дмитрий никого не может спасти. Он бессилен предотвратить преступление, которое задумал Герман Попов. Тот, воспроизводя его, Митькины былые языческие порывы, движимый языче­ ским чувством мести, подстрелил самолёт «со всеми областными прокурора­ ми». Это оборачивается смертью не только самого Германа, но и ни в чём не виноватой Вали Опариной. И гибель любимой женщины Дмитрий тоже не в состоянии предотвратить. Драма героя романа «Проклятой памяти» созвучна трагедии князя Мышкина из романа Достоевского «Идиот». Цельный, гармо­ ничный, нравственный человек не в силах ничего изменить в жестоком дис­ гармоничном мире. Христианские основания такой авторской позиции само­ очевидны: «Нет пророка в своём отечестве». Но как истинно русский писатель Виталий Семёнович не может не стре­ миться к гармонии. И он её находит. Ещё один парадокс его творчества: сим­ волом гармонии становится кладбище. Писатель проводит нас по кладбищам Крутой Дресвы, Шестьденьговой Щельи, Мезени. Кладбищенская тема зву­ чит у него в пушкинском регистре. Это не случайно: для Маслова, как и для нашего национального гения, залогом «самостоянья» и «величия» человека служит «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Но как же любо мне Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбище родовое, Где дремлют мёртвые в торжественном покое. Строки из пушкинского стихотворения «Когда за городом, задумчив, я бро­ жу...» вступают в перекличку с описаниями погостов у Маслова. Виталий Семёнович любит именно такие —деревенские, родовые кладбища, где спят 2 6 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz