Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА прагматиков среди них мы не найдём. Не потому, что крестьянская менталь­ ность изменилась, нет, просто другое время, другая духовная ситуация. Крис­ таллизация человеческой личности по доминанте идёт в стабильные, относи­ тельно спокойные периоды. В «минуты роковые» в ситуации слома эпох, когда всё становится с ног на голову, происходит взаимопроникновение и смешение типов личности. Романтики становятся немного прагматиками, иначе им не выжить в условиях жесткой конкурентной борьбы. А прагматики начинают стро­ ить иллюзии, ибо им, наделённым трезво-реалистическим отношением к дей­ ствительности, хотя бы в мечте хочется увидеть свет, в конце тоннеля. Вот почему нет у Виталия Маслова ни чистых хорей, ни чистых калины- чей. Мы только можем предположить, что, родись Митька-Футшток в иную эпоху, он был бы стопроцентным романтиком. Но драматизм жизни развива­ ет у него деловые качества. А вот Паисий Назарович, герой повести «Из рук в руки», в иное время тургеневскому Хорю не уступил бы по деловой хватке. Даже баня его это доказывает — удобная, уютная и многофункциональная: здесь и помыться можно, и белье постирать, и снег на воду растопить. Но умирает старик Паисий, как романтик. Желание вернуть молодежь в деревню через возрождение рыболовецких промыслов и стародавнего умения шить лодки граничит с консервативной утопией, склонность к которой свойствен­ на романтическому сознанию. Однако есть линия, где Виталий Семёнович полностью верен тургеневской традиции. Речь идёт об образе женщины-праведницы. Рассказ Тургенева «Жи­ вые мощи», повествующий о жизни несчастной страдалицы Лукерьи, заставляет вспомнить жанр жития. К агиографическому жанру тяготеет и «Матрёнин двор» А. И. Солженицына. Рассказ Маслова «Восьминка» продолжает этот ряд. Пра­ ведна не только жизнь Сусанны Карушковой, она и умирает смертью праведни­ цы. Уходит из жизни кротко, безропотно, не жалуясь на судьбу, как тургеневская Лукерья. А самопожертвование в последний час роднит её с Матрёной. Героиня Солженицына гибнет, отдавая людям своё добро; героиня Маслова умирает, спа­ сая от голода внуков. Восьминку чая, которая могла бы хоть немного продлить её жизнь, Сусанна Карушкова меняет на кусок мяса для ребят. И умирает. Женщины в творчестве Виталия Семёновича — натуры более гармонич­ ные и цельные, чем мужчины. С одной стороны, это продолжение традиции русской классической литературы, развитие типологических рядов «тургенев­ ских девушек», «некрасовских женщин»; с другой —глубокое понимание пи­ сателем женской природы. А вот мужчины у Маслова своей страстностью, сложностью, раздвоеннос­ тью заставляют вспомнить героев Достоевского. Пожалуй, рельефнее всего влияние Достоевского проявляется в образе Митьки-Футштока. Мечущийся, противоречивый, не находящий покоя Митька во многом сродни Родиону Раскольникову. И хотя он лишён той рефлексии, которая отличает героя «Пре­ ступления и наказания», но, пожалуй, истоки преступления, совершенные Дмитрием, лежат в той же плоскости, что и у Раскольникова. В «Преступле­ нии и наказании» Достоевский очень тонко анализирует диалектику состра­ дания и презрения, показывая, как первое переходит во второе. Сострадание к миру Родиона Романовича оборачивается презрением к отдельным людям, убийством старухи-процентщицы. 2 6 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz