Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

Раздел третий. «ОТЧИЗНА МАЛАЯ МОЯ, МОЯ СУДЬБА, МОЯ ПУСТЫНЯ... чувством —чувством тоски по потерянному земному раю. Для Набокова, ещё юношей выброшенного из России революцией и Гражданской войной, утра­ ченный Эдем —Родина, Петербург, особняк на Большой Морской370 и самое сильное переживание молодости —первая любовь. Для Маслова потерянный рай —уходящая в небытие поморская деревня, символом которой выступает Крутая Дресва. Герои Набокова и Маслова предпринимают отчаянные попытки вернуть утраченный рай. Попытки эти заканчиваются трагически. Смерть —вот цена, которую платят набоковские персонажи за соблазн дважды войти в одну и ту же реку —реку первой любви (рассказ «Весна в Фиальте», роман «Лолита»), Трагедиями оборачиваются попытки возродить Крутую Дресву у Маслова: самоубийство Марии Павловской, которую смертельно обидели захваченные иллюзорной надеждой односельчане (рассказ «Свадьба»), смерть старика Па- исия у наполовину сшитого карбаса (повесть «Из рук в руки»). Трагические развязки в текстах Набокова и Маслова, на первый взгляд, кажутся неожиданными, если рассматривать произведения изолированно. Но применительно к обоим писателям можно говорить о едином метатексте, ко­ торый связывает всё их творчество и жизнь. В системе такого метатекста осо­ бую роль играют стихи. Здесь мы сталкиваемся ещё с одним парадоксом: сти­ хи обычно труднее поддаются интерпретации, чем проза. Ведь прозаик чаще творит на уровне сознания, а поэт —на уровне подсознания. Но в ситуации Набокова и Маслова мы видим прямо противоположное. Их стихи прямоли­ нейнее, прозрачнее прозы, они служат ключом к прозаическим текстам. Мы можем бесконечно биться над шахматными задачами, которые ставит Набоков, долго расшифровывать его «арлекинов» и всё равно многое не пой­ мём. А обратимся к стихотворению «Первая любовь» —и там найдём объяс­ нение странной развязки «Машеньки», трагических финалов «Весны в Фи­ альте» и «Лолиты». В прозаических произведениях Маслова тоже многое зашифровано, скры­ то за «фигурами умолчания». В основе таких приёмов —не виртуозное мас­ терство шахматиста, как у Набокова, а крестьянская мудрость и немногосло- вие. Но в стихотворении «Сыновьям» писатель открытым текстом говорит о том, что спрятано в подтекст крутодресвянского цикла: «Не может русский Родину забыть, / Пока не перестанет русским быть...» Гибнет Крутая Дресва, уходит в небытие поморская деревня... Но кресть­ янский менталитет устойчив, и носители его, несмотря ни на что, сохраняют крестьянскую основательность, сметку, энергию. Многообразие психологических типов крестьян в русской литературе от­ крыл И. С. Тургенев371 в «Записках охотника». И он же первым предложил деление всех крестьянских типов по двум полюсам, по двум персонажам, име­ на которых вынесены в заглавие рассказа, открывающего цикл. «Хорь и Кали- ныч». Рациональный, прагматичный Хорь, который много видел, много знал, много понимал, недаром складом лица напоминал Сократа. И его антипод — романтичный, кроткий Калиныч, одарённый талантом чувствовать красоту и таинственные силы жизни. Герои Маслова не обделены ни практической сметкой, ни романтико-эсте­ тическим отношением к миру. Вот только ярко выраженных романтиков и 2 6 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz