Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

Раздел третий. «ОТЧИЗНА МАЛАЯ МОЯ, МОЯ СУДЬБА, МОЯ ПУСТЫНЯ... клицает: «Матушка, кровинушка ты моя, воистину всякий пред всеми за всех виноват, не знают только этого люди, а если б узнали —сейчас был бы рай». Достоевский возвращался к этой мысли неоднократно. «Всякий человек за всех и за вся виноват, помимо своих грехов», —писал он. В этом утверждении —подлинное осознание соборности. Но в случае с Футштоком — похоже, да не то. Известно, что «всякое дерево познаётся по плоду свое­ му» (Лк. 6, 44). В «Братьях Карамазовых» плодом осознания будущим старцем «вины за всех» становится отмена дуэли —чья-то несостоявшаяся смерть и, более того, решитель­ ный шаг героя к достижению жизни истинной — жизни вечной. Футштоковская «ответ­ ственность за всё» оборачивается гибелью человека. 8. В более полном виде это высказывание звучит так: «Правда... выше народа, выше России, выше всего, а потому надо желать одной правды и искать её, несмотря на все те выгоды, которые мы можем потерять из-за неё, и даже несмотря на все те преследования и гонения, которые мы можем получить из-за неё». Комментируя мысль Достоевского про­ фессор Московской Духовной Академии Михаил Дунаев замечает: «Принятие или отвер­ жение этой идеи сразу разделяет в решении национального вопроса шовинистов и носите­ лей подлинно национального самосознания. Ибо нет ничего выше правды Христовой, и само бытие России и народа её только тогда и обретает подлинный смысл, когда оно подчинено православному служению Христу». (М. М. Дунаев. Православие и русская ли­ тература. - Москва, 2002. - Ч. 3. - С. 447). 9. Проблема соотношения внешнего и внутреннего, формы и содержания, духа и буквы в жизни Церкви обсуждается сегодня очень широко. Один из тех, кто пишет об этом — архимандрит Лазарь (Абашидзе): «Мы видим, как мельчает водоём христианской веры, растягиваемый на всё большие пространства. Уже не слышно почти —ни среди мирян, ни среди монахов, ни среди иереев и архиереев —бесед о борьбе со страстями, о внутреннем делании, даже и о внешнем благочестии, а всё только и слышно о стройках, рукоположе­ ниях, о постригах, о праздничных торжествах, об организации каких-то общественных мероприятий, о машинах, о деньгах, о поездках и путешествиях, о визитах и приёмах, о миссионерских планах «евангелизации» народов и т. п.». (Архимандрит Лазарь «Ангелу Лаодикийской Церкви». - Москва, издание Сретенского монастыря, 1998. - С. 32). 10. Вот что писал о снах святой Игнатий (Брянчанинов): «Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, ещё не обновлённом благодатию, мы не способны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состоя­ ния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падше­ го естества, или приносятся демонами: так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов». (Творения свт. Игнатия. «Прино­ шение современному монашеству». - Москва, 1998. - Т. 5. - С. 347). Святой Иоанн Лествичник выразился ещё резче и афористичней: «Кто верит снам, тот подобен челове­ ку, который бежит за своей тенью и старается схватить её». (Иоанн Лествичник. «Лест- ви ц а »,- СПб, 1996. - С. 31). 11. Об ограниченных возможностях секулярного искусства, о его, в определённом смысле, бесплодности говорили многие писатели — от Гоголя до Вячеслава Иванова, но острее всего это пережил именно Гоголь, написавший: «Мне хотелось хотя бы сим (духовным завещанием) искупить бесполезность всего, доселе мной напечатанного, потому что в пись­ мах моих, по признанию тех, к которым они были писаны, находится более нужного для человека, нежели в моих сочинениях». (Гоголь Н. В. «Выбранные места из переписки с друзьями». - Предисловие. - 1846.). 12. О том, что Маслов считал себя славянофилом осознанно —нижеследующее свиде­ тельство из книги «На костре моего греха»: «Главная мурманская партийная газета за один год дважды обозвала меня славянофилом: официальное политическое обвинение и десяти­ летиями вбивавшееся в головы народным образованием ругательство... Они меня обруга­ ли и премного довольны. Но и я тоже доволен! И невдомёк хулителям, что для меня такое 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz