Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА лями, дедами-прадедами. Надеюсь, Господь будет к нему милостив, и русская, православная его душа обретёт вечную жизнь в Горнем Отечестве, в небесной Святой Руси, молитвами и предстательством которой испокон веков держит­ ся и укрепляется Русь земная. «Бури жизни миновали, страдания земные окончены, бессильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех...» (акафист за единоумершего). Вечная память рабу Божию Виталию. Примечания 1. Иван И л ь и н . «О национализме». Цит. по книге «Быть русским». - СПб, 1998. - С. 182. 2. Вот слова Достоевского из подготовительных записей к «Дневнику писателя» за 1881 год, то есть —итоговое, предсмертное его суждение: «Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нём и у него ничего нет —да и не надо, потому что Православие всё. Православие есть Церковь, а Церковь —увенчание здания и уже навеки... Кто не понимает Православия —тот никогда и ничего не поймёт в народе. Мало того: тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть». (Цит. по М. М. Дунаев. «Православие и русская литература». - Москва, 2002. - Ч. 3. - С. 429). 3. Один из лучших христианских писателей XX столетия Клайв Стейплз Льюис в «Письмах Баламута», где повествование ведётся от имени матёрого, маститого беса, по­ учающего своего более молодого «коллегу» как правильно соблазнять людей, писал при­ мерно о том же: «Я не забыл своего обещания и обдумал, сделать ли подшефного крайним патриотом или крайним пацифистом. Все крайности, кроме крайней преданности Врагу, следует поощрять (под врагом бес разумеет, конечно, Господа, — Д. На чтобы он ни решился, твоя задача неизменна. Пусть он сочтёт патриотизм или пацифизм частью своей религии; а затем, под влиянием партийного духа, пусть отнесётся к нему как к самой важной её части. Потом спокойно и постепенно подведи его к той стадии, когда религия просто станет частью «дела», а христианство он будет ценить главным образом за те блес­ тящие доводы, которые можно надёргать из его словаря, чтобы оправдать английские во­ енные действия или пацифизм. Не допускай одного, чтобы пациент рассматривал жизнен­ ные дела как материал для послушания Врагу. Если ты сделал мир целью, а веру — сред­ ством, человек уже почти в твоих руках...» (Клайв Стейплз Льюис, «Письма Баламута». Собрание сочинений в восьми томах. - Москва, 2000. - Т. 8. - С. 36-37). 4. Душа, сотворенная по образу Божию, по природе своей христианка. И поэтому она может естественным образом свидетельствовать о Боге, Виновнике её бытия. Впервые эта мысль была высказана Тертуллианом в сочинении «О душе». (См. священник Евгений Шестун. «Православная педагогика». - Москва, 2001. - С. 82). 5. В книге «На костре моего греха» Маслов писал: «Да, мы вроде бы спохватились... после того, как улетел в тартарары великий Союз, да и огрызок, именуемый Россией, уже заглянул туда же, слова о государственности стали почти расхожими. Но кто, какой чело­ век обеспечит это будущее и эту государственность? Солженицынский дворник или Не­ стор с Киром? Или всё-таки Митька-Футшток». (Альманах «Площадь Первоучителей». - Мурманск, 2000. - № 2. - С. 55). 6. «Отчизна малая моя, моя судьба, моя пустыня», —так писал Маслов о родной Сём- же, с которой, во многом, срисована Крутая Дресва. (Журнал «Наука и бизнес на Мурма­ не». - Мурманск, 2002. - № 5. - С. 35). 7. В романе «Братья Карамазовы» старец Зосима, умирая, рассказывает о своём дет­ стве и молодости и, описывая своё благодатное преображение утром перед дуэлью, вос­ 2 6 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz