Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА лями, дедами-прадедами. Надеюсь, Господь будет к нему милостив, и русская, православная его душа обретёт вечную жизнь в Горнем Отечестве, в небесной Святой Руси, молитвами и предстательством которой испокон веков держит ся и укрепляется Русь земная. «Бури жизни миновали, страдания земные окончены, бессильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех...» (акафист за единоумершего). Вечная память рабу Божию Виталию. Примечания 1. Иван И л ь и н . «О национализме». Цит. по книге «Быть русским». - СПб, 1998. - С. 182. 2. Вот слова Достоевского из подготовительных записей к «Дневнику писателя» за 1881 год, то есть —итоговое, предсмертное его суждение: «Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нём и у него ничего нет —да и не надо, потому что Православие всё. Православие есть Церковь, а Церковь —увенчание здания и уже навеки... Кто не понимает Православия —тот никогда и ничего не поймёт в народе. Мало того: тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть». (Цит. по М. М. Дунаев. «Православие и русская литература». - Москва, 2002. - Ч. 3. - С. 429). 3. Один из лучших христианских писателей XX столетия Клайв Стейплз Льюис в «Письмах Баламута», где повествование ведётся от имени матёрого, маститого беса, по учающего своего более молодого «коллегу» как правильно соблазнять людей, писал при мерно о том же: «Я не забыл своего обещания и обдумал, сделать ли подшефного крайним патриотом или крайним пацифистом. Все крайности, кроме крайней преданности Врагу, следует поощрять (под врагом бес разумеет, конечно, Господа, — Д. На чтобы он ни решился, твоя задача неизменна. Пусть он сочтёт патриотизм или пацифизм частью своей религии; а затем, под влиянием партийного духа, пусть отнесётся к нему как к самой важной её части. Потом спокойно и постепенно подведи его к той стадии, когда религия просто станет частью «дела», а христианство он будет ценить главным образом за те блес тящие доводы, которые можно надёргать из его словаря, чтобы оправдать английские во енные действия или пацифизм. Не допускай одного, чтобы пациент рассматривал жизнен ные дела как материал для послушания Врагу. Если ты сделал мир целью, а веру — сред ством, человек уже почти в твоих руках...» (Клайв Стейплз Льюис, «Письма Баламута». Собрание сочинений в восьми томах. - Москва, 2000. - Т. 8. - С. 36-37). 4. Душа, сотворенная по образу Божию, по природе своей христианка. И поэтому она может естественным образом свидетельствовать о Боге, Виновнике её бытия. Впервые эта мысль была высказана Тертуллианом в сочинении «О душе». (См. священник Евгений Шестун. «Православная педагогика». - Москва, 2001. - С. 82). 5. В книге «На костре моего греха» Маслов писал: «Да, мы вроде бы спохватились... после того, как улетел в тартарары великий Союз, да и огрызок, именуемый Россией, уже заглянул туда же, слова о государственности стали почти расхожими. Но кто, какой чело век обеспечит это будущее и эту государственность? Солженицынский дворник или Не стор с Киром? Или всё-таки Митька-Футшток». (Альманах «Площадь Первоучителей». - Мурманск, 2000. - № 2. - С. 55). 6. «Отчизна малая моя, моя судьба, моя пустыня», —так писал Маслов о родной Сём- же, с которой, во многом, срисована Крутая Дресва. (Журнал «Наука и бизнес на Мурма не». - Мурманск, 2002. - № 5. - С. 35). 7. В романе «Братья Карамазовы» старец Зосима, умирая, рассказывает о своём дет стве и молодости и, описывая своё благодатное преображение утром перед дуэлью, вос 2 6 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz