Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА И ощущение такое —что-то надо, можно сделать —светлое и достойное». Маслов был виднейшим славянофилом — славянолюбом своего времени, проповедовавшим необходимость духовного единения православных славян, неоднократно встречался с предстоятелями Болгарской и Сербской Право­ славных Церквей (см. примечания, п. 12). Его слово в этих странах звучало весомо, значимо. И сколько же скорбных, горестных голосов раздалось после его кончины оттуда, с южных окраин славянского мира. Из общего хора выде­ лю один, быть может, самый духовно значимый, принадлежащий простому кре­ стьянину, православному человеку. Соболезнование его вместе с кипой других переслали в Мурманск сотрудники Русского культурного центра в Белграде: «Дорогие братья, выразите искреннее сожаление родным Виталия Масло­ ва от лица всех людей в Сербии, имевших счастье знать покойного —нашего великого брата, равного святому Николаю Романову366, Ивану Степановичу Ястребову367—«графу Враньскому» (см. примечания, п. 13) и многим другим подвижникам, которых дал русский народ своему брату —сербскому народу. Да упокоит Господь его душу и дарует ему Царство Небесное. Дорогие братья, единственные наши братья по крови и вере, хочу, чтобы вы знали завет, оставленный нам отцами наших отцов: Свобода и Солнце для нас всегда приходят с востока. Дорогой нам усопший хорошо это понимал. Мишо Лазич —изгнанный из своего дома в Косово и Метохии». И в конце —приписка: «Желаю и хочу православную державу от Адриатики до Владивостока. Если Бог даст». Вот какие семена сеял Маслов в душах человеческих, вот о каком будущем России и других славянских государств мечтал, вот ради чего работал. «Христианския кончины живота нашего — безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшнем судищи Христове просим —подай Гос­ поди», —об этом ежедневно за богослужением молится Святая Церковь; это­ го, как величайшего блага, желает всякий православный человек. Молитвенный настрой писателя в последние годы жизни очевиден всяко­ му, кто соприкасался с Масловым более или менее близко. Он был прихожа­ нином Свято-Пантелеимоновского храма, а на Рождество и Пасху посещал Свято-Никольский кафедральный собор. Регулярно исповедовался и приоб­ щался Святых Христовых Тайн. Всеми силами радел об укреплении право­ славия на мурманской земле, и каждый раз, когда мир пытался опорочить Церковь Христову и её иерархов (а такое случалось неоднократно), Маслов одним из первых поднимал голос в защиту истинной веры. В своё время он стал одним из первых жертвователей на только что начав­ шееся тогда в Москве строительство храма Христа Спасителя. Позже старался, чем мог, содействовать возведению в Мурманске Спасо-Преображенского мор­ ского собора. Жертвовал сам и убеждал жертвовать других. Уже незадолго до смерти с тревогой рассказывал мне, что у него не приняли деньги, собранные им и женой (оторванные от невеликой его зарплаты да от пенсии) на Преобра­ женский храм. Просил выяснить, в чём дело. Через день позвонил успокоен­ ный: всё в порядке —в центральной сберкассе взяли. Вскоре его не стало. Давно заметил: умирают люди так же, как живут. Маслов —боец по нату­ ре, словно сражался за каждую секунду своего земного бытия — слишком 2 5 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz