Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.

Раздел третий. «ОТЧИЗНА МАЛАЯ МОЯ, МОЯ СУДЬБА, МОЯ ПУСТЫНЯ... порой публиковал в газетах публицистические статьи — словом, вёл обще­ ственную работу. В этом его уходе от писательской деятельности многие склон­ ны видеть «знамение времени»: мол, всё перевернулось вверх дном, надо спа­ сать страну, а потому и приходится заниматься менее творческими, но более насущными делами. Думаю, однако, дело не только и даже не столько в этом. Маслов как писатель всегда был ориентирован на злобу дня, на конкретные проблемы, решению которых и пытался помочь, используя силу своего худо­ жественного дара. «Не дума о литературе заставляла меня садиться за пись­ менный стол, —определил он причину, побуждавшую его браться за перо, — но всегда что-то надо было защитить, о чём-то круто вопрос поставить, с кем-то шпаги скрестить, и это выливалось в романы ли, в очерки ли...» /1, с. 54—55]. И вот, с распадом страны, с наступлением экономического хаоса, с утратой значительной частью общества духовно-нравственных ориентиров, все его уси­ лия пропали даром, не принеся никаких плодов. Как он ни старался, Футшто­ ки, по крайней мере внешне, оказались в проигрыше, а власть захватили аж- гибковы и компания. Мне кажется, в этот момент Маслов внутренне ощутил бессилие искусства что-либо изменить в реальной жизни и, ощутив, продол­ жил проповедь другими средствами (см. примечания, п. 11). Проповедь патри­ отическую, но с течением времени всё более перераставшую в христианскую. Могучая борода, тёплый, усталый взгляд —порой его принимали за слу­ жителя церкви. В одной из мурманских школ, куда писателей пригласили выступить, директор, увидев грузно, вперевалочку идущего по коридору Мас­ лова, спросила стоявшую рядом учительницу литературы: «А священника за­ чем пригласили?». И, подойдя поближе: «Батюшка, простите, вы из какого храма?» Под общий смех кто-то из писателей ответил: «Он из “Храмов Рос­ сии”», имея в виду областной конкурс сочинений для школьников —любимое масловское детище. Последние подготовленные им к изданию книжки —сбор­ ники сочинений победителей этого конкурса. Прочитаешь — и поразишься: над серьёзнейшими, бытийственными вопросами размышляют дети. И раз­ мышления эти имеют ярко выраженную духовную направленность. Воцерковление Маслова совершалось не сразу, постепенно. Большое влияние оказали на писателя труды митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва)356, а также книга архиепископа (впоследствии Патриарха) Сергия (Старгородского)357 «Православное учение о спасении». Немало спо­ собствовало воцерковлению и непосредственное общение со служителями церкви. До образования на территории Мурманской области самостоятель­ ной епархии из иерархов Русской Православной церкви более других был ему близок митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим358. Впервые они встретились в Софии в 1990 году. Маслов любил вспоминать об этом: «Собор Александра Невского. Освящают памятник Кириллу и Мефодию, предназначенный в подарок мурманчанам. Служба идёт... И вдруг — словно светлее стало в храме —владыка Питирим появился. Только с самолёта, еле успел... И такой мощью духовной от него повеяло —у души крылья выросли. И всё дальнейшее —на одном дыхании, на подъёме великом, на другом совер­ шенно уровне». И в последний раз довелось им свидеться тоже там, на Балканах, у брату- шек наших. В храме-памятнике на героической Шипке панихиду по воинам, 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz