Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
Раздел третий. «ОТЧИЗНА МАЛАЯ МОЯ, МОЯ СУДЬБА, МОЯ ПУСТЫНЯ...» Здесь Церковь (читай — Бог) впервые в творчестве Маслова осознаётся как главная спасающая сила. И не только для России, но и шире —для всего мира: «Ведь как называют православие все западные христиане... “Ортодокс... Ортодоксальная церковь”... То есть вера изначальная, держащаяся корневых установок христианства, приверженная заветам, оставленным самим Хрис том... То есть в самом своём названии православие —религия истинная, пер воначальная. Может, поэтому людям глубоко верующим, даже далёким от пра вославия, ясно: без православия, без бесспорного эталона, без возможности оглянуться на изначальное, ортодоксальное, прочие христианские течения окон чательно утонут во лжи всякого рода упрощенчества, реформаторства и поли тики» /1, с. 138/. Об изменениях, произошедших в мировоззрении писателя, свидетельству ет и то, что он, когда-то не разрешавший жене крестить детей («пусть, мол, когда вырастут, сами выберут себе веру»), теперь относится к таинству Кре щения совершенно по-иному: «Спрашивают студенты: допустимо ли, не зная даже самых первых молитв, самых основ веры своих предков, принимать кре щение? Чтобы считать себя православным не только по семейной традиции. Отвечаю: “Мне кажется да. Хотя бы потому, что сегодня нет иной, более от ветственной присяги на верность своему народу, своей истории, всему сла вянству... А знание, коль уж обратили мы свой взор духовный и душевный на Это, неизбежно будет прирастать и углубляться”» /1, с. 125/. И «загадка» русской души тоже теперь решается Масловым с православ ных позиций: «Как постичь эту проклинаемую и превозносимую непостижи мую русскую душу? А она и вправду непостижима, в первую очередь потому, что православ ная... И недруги наши наконец уяснили, поняли: Россию, не загнав её в опре делённые рамки, не измерив, не одолеть, и подогнать её под свой аршин — одна из главных задач» /1, с. 152/ Указывает писатель и на важнейшую, по его мнению, проблему, мешающую единению народа вокруг Церкви: «Главная беда — раздор внутри правосла вия. Иерархи православные! И вы, кто ни на миг не покинул родную, истекав шую кровью землю... И вы, Русь Зарубежная, кто, пройдя страшную полосу Гражданской войны, поднимал, ставил на ноги Зарубежную —тоже нашу! — Церковь... И вы, спустившиеся в катакомбы, не убежавшие за рубеж... внемли те же всем страждущим, кто верит и кто жаждет Веры, и прекратите прю! До ссор ли в сей трагический миг, когда, пользуясь вашими сварами, даже и свя тые храмы, возвращённые нам, нередко захватывают то похабные атеисты, то откровенные, вековечные враги православия, то новообращённые дельцы, чьё неофитство сродни истуканству. Услышьте же, простите же и полюбите снова друг друга» /1, с. 136/. В этом произведении много замечательных, исповедальных (недаром под заголовок автором дан —«проповеди и исповеди») мест. Очевидно, что Мас лов поднимается на новый, недоступный ему ранее духовный уровень осмысле ния событий. Впрочем, взятые вершины для писателя, кажется, ещё слишком высоки: пламя «Костра...» то ярко вспыхивает, то горит спокойно и ровно, то мерцает призрачным, неверным светом. Наиболее явный пример такого «мерца ния» —вступление. Не с точки зрения качества прозы —здесь всё безукориз 2 5 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz