Живой костер Виталия Маслова : летопись воспоминаний / [авт.-сост. В. У. Маслова ; коммент.: И. Б. Циркунов]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013. - 342, [1] с. : ил., портр., факс.
ЖИВОЙ КОСТЁР ВИТАЛИЯ МАСЛОВА нописцы!”. А у нас в то время хуже прозвища не было, чем “богомаз”. Хуже, чем “в бога-мать”... Время всё другим боком поворачивает...» /2, с. 127/ Вре мя-то поворачивает, да деревни, где живёт Константин Семёнович, по сути дела уже нет. Разрушена деревня. Между тем жена главного героя —Анфиса Алексеевна — во всём винит «несчастливую» икону святого Николая Чудо творца: «Не из-за того ле и дом наш опустел... Сказать без опаски, так может, и деревня наша из-за него опустела» /2, с. 126—127/ Вольно или невольно здесь у Маслова получилось своего рода доказательство «от противного». Абсурд ны слова Анфисы Алексеевны, недаром и муж её замечает, что она «сама себя уговаривала» [2, с. 126/ На самом деле, прочтёшь внимательно и поймёшь: святитель Николай и есть истинный заступник и хранитель деревни, сам ли шённый заступничества людей, готовых отдать его иконописный образ за бу тылку водки заезжему проходимцу. Всматриваясь в жизнь, писатель повсюду видит следы глубокого духовно го кризиса и размышления о нём передаёт своим героям. В романе «Внутрен ний рынок» старый коммунист Кирилл Максимович Шестаков, один из пер востроителей деревообрабатывающего завода, в тяжких раздумьях о судьбе предприятия, когда-то передового, а ныне оказавшегося на грани закрытия, рассуждает: «Страшно... Что-то такое надвинулось, о чём и думать мы с вами тогда не могли... Когда началось и чем кончится. Мы ли чем с вами виноваты, или эта беда без нашей вины свалилась?» [А, с. 57/ Не о заводе только думы эти, но о жизни вообще. А в ответ на вопрос «когда началось?» можно проци тировать воспоминания того же Паисия Назаровича, героя повести «Из рук в руки»: «Они, молодые ещё, петлю на маковке оттягивают, а внизу, в ограде, конец той же верёвки на блок, на талю, к столбу привязанную, заводят... Смеху было! “Через канифас её! Раз-два — взяли!..”» /3, с. 179/ Разорение церквей и ещё более раннее оскудение в народе веры — вот истоки беды, и вина на людях, поддавшихся антихристианскому, бесовскому в основе своей соблазну, — несомненная. Замечая разрушение близкого ему деревенского уклада жизни, «брошен- ность, тоску и запустенье», писатель анализирует причины сложившейся си туации, мучительно ищет выход. Обобщая всё написанное Масловым, можно заключить, что первопричиной зла он считает отсутствие в людях любви к родине, исторической памяти, отрыв от корней, а выход видит в возрождении исконных основ русской жизни на основании тщательного изучения и твор ческого осмысления опыта прошлого. Это не только его идея: к памяти, к родолюбию, как к спасительной соломинке, взывают многие писатели-дере венщики. У Маслова ярче всего высказано это в повести «Проклятой памяти» главным инженером колхоза Николаем Гигантьевичем, дочь которого, Галя, тяжело психически больна. Почему? Причина указана — родители состоят между собой в близком кровном родстве. Вступая в брак, они этого не знали, а знать, помнить своих предков обязаны —утверждает автор. В итоге беспа мятство родителей оборачивается беспамятством детей: «Чем больше он говорил ей, чем больше наблюдал... тем более казалось ему, что главная беда несчаст ной дочери — полное отсутствие памяти... Как это, оказывается, страшно — отсутствие памяти... Мы, становясь отцом и матерью, забыли то, что должны были знать и из поколения в поколение помнить. И природа наказала нас за 2 4 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz